Европа Латвию за выталкивание беженцев не похвалит — юрист

Расширение прав пограничников по недопущению беженцев на территорию Латвии (использование т. н. пушбэков - от англ. push-back, «выталкивать назад») чревато для Латвии последствиями на уровне ЕС, поскольку такая практика вызывает очень серьезные нарекания у европейских структур, заявил в передаче Латвийского радио 4 «Подробности» юрист, правозащитник Алексей Димитров, работающий в Европарламенте.

Комиссар по правам человека Совета Европы Дуня Миятович накануне голосования призвала депутатов Сейма  эти поправки отклонить, так как они создают почву для легализации пушбэков и жестокого обращения с соискателями убежища на границе ЕС.

«По сути, такой закон на постоянной основе легализует те практики, которые были в период действия режима ЧС введены на границе с Беларусью. Это пушбэк — когда

человек, который перешел границу в непредусмотренном месте, может без оформления каких-то документов и дополнительных формальностей быть возвращен обратно. Чем эта практика плоха? Тем, что даже в случаях, когда у человека может иметься право претендовать на убежище, его к этой системе предоставления убежища не допускают. Согласно международному праву, пушбэки запрещены»,

— сказал Димитров.

Принятые Сеймом поправки гласят, что пушбэк возможен — с оговоркой, что пограничник должен оценить конкретную ситуацию, говорит юрист. Но каким образом эта оценка происходит — неизвестно: в аннотации указано, что это «процесс недокументируемый». Тем самым создается риск, что люди, у которых может быть право на убежище, доступа к системе убежища не смогут получить.

«Соответственно, это вызвало нарекания и со стороны латвийского омбудсмена, который предлагал поправки. Были письма от Верховного комиссара ООН по делам беженцев, от комиссара Совета Европы по правам человека. Они все указывали на недопустимость таких практик — но тем не менее парламент такой закон принял.

Вероятно, следует ожидать реакции международных структур. В первую очередь, наверное, это Еврокомиссия. Потому что

нормы, касающиеся убежища, в ЕС гармонизированы, есть ряд судебных решений, где говорится, что пушбэк является незаконным. Каким бы образом человек ни пересек границу — если он желает подать ходатайство об убежище, то ему должна быть дана такая возможность.

Так что посмотрим, что Еврокомиссия будет делать в этой связи».

Как неоднократно писал Ru.LSM.lv, латвийские власти аргументируют свой правовой подход к ситуации с беженцами на восточной границе тем, что наплыв граждан третьих стран намеренно инспирирован режимом Александра Лукашенко, и потворствовать незаконному проникновению иностранцев на свою территорию Латвия не желает. Латвийская ситуация уникальна, поэтому такие жесткие меры оправданны, заявляли сторонники изменения закона.

«Я бы поспорил с тем, что обстоятельства Латвии настолько уникальны! Безусловно, здесь присутствует злая воля со стороны Беларуси. Но ответные меры надо обращать против Беларуси как государства, а не против конкретных людей.

Что касается права на убежище — есть довольно много судебных решений, которые говорят, что это право не зависит от того, каким образом человек добрался до того государства, где он запросил убежище. То есть важна ситуация этого человека в той стране, откуда он бежит, а не то, каким образом он добирался.

И естественно, что если у человека есть деньги — то он выбирает самый комфортный для себя способ, и да, в ряде случаев этот способ может быть нелегальным. Например, как в случае с этими рейсами, организованными Беларусью, или с траффикерами, которые нелегально берут деньги за перемещение. Мы можем бороться с этими перевозчиками, но не можем на этом основании отказывать в убежище».

Согласно нормам международного права, предоставление убежища «акт индивидуальный» поясняет правозащитник. Поэтому оценивать следует ситуацию каждого конкретного человека. И если его не допускают до системы предоставления убежища, то так и остается навсегда неизвестным, полагается ему убежище или нет.

Кризис 2015 года с наплывом беженцев в Европу показал, говорит Димитров, как ЕС солидарно помогает тем странам, которые не справляются с этим потоком новоприбывших. В случае Латвии тем порогом, когда можно было бы сказать — да, мы не справляемся, были бы 8-10 тысяч человек в год, прогнозирует специалист.

«В таких случаях Евросоюз предоставлял помощь и материальную (допустим, для размещения людей), и специалистами для того, чтобы проводить те же самые интервью с соискателями убежища.

Конечно, понятно, что в Латвии специалистов по региону Ближнего Востока, чтобы оценить в конкретном случае, насколько человек говорит правду, насколько у него есть право на убежище — не так много. Поэтому, безусловно, понадобилась бы помощь со стороны государств, где есть такие специалисты.

И в крайнем случае — опять же, как это работало с Италией и Грецией — Европейский суд принимал специальные решения о том, что некоторое количество таких соискателей убежища нужно переместить в другие страны ЕС и там уже разбираться с их ходатайствами (так называемая релокация). В принципе, будь это количество очень большим для стран Балтии, то можно было бы рассчитывать и на такую релокацию».

Как писал Rus.LSM.lv, год назад встревоженные правозащитные организации, работающие с беженцами, заявили, что на границе с Беларусью имели место случаи жестокого обращения с пытающимися пересечь ее людьми. Общественные организации зимой заявляли о случаях, когда беженцы, проведя много времени в холодных лесах на границе, оказываются в латвийских больницах с обморожениями. Известно о смерти гражданина Афганистана в резекненской больнице и что его соотечественнику, который прибыл вместе с ним, грозила ампутация. Несколько человек с сильными обморожениями попали в Даугавпилсскую больницу.

В октябрьском докладе организации по правам человека Amnesty International (подробнее о нем можно прочесть здесь) утверждается, что беженцев и мигрантов на границе Латвии произвольно задерживают, подвергают пыткам и заставляют «добровольно» возвращаться в свои страны. О негуманном отношении к иракским и афганским беженцам при попытках проникнуть в Латвию рассказывала и специалист по миграционному праву Александра Ёлкина, которая изучала ситуацию.

Ранее в связи с обострением обстановки на границе с Республикой Беларусь в Латвии был введен режим чрезвычайной ситуации в приграничных краях. Такое решение единогласно принял 10 августа 2021 года Кабинет министров. С тех пор и до самого последнего времени этот режим неоднократно продлевался. Новые поправки призваны юридически урегулировать общую охрану границы от незаконного пересечения, и регулирование будет действовать и при штатном режиме работы Погранохраны. То есть выталкивать людей обратно в Беларусь пограничникам будет можно и без объявления чрезвычайной ситуации. 

Бюро Верховного комиссара ООН по делам беженцев ранее призывало Латвию пересмотреть политику, которую она осуществляет по отношению к беженцам на латвийско-белорусской границе, а комиссар ЕС по внутренним делам Илва Йоханссон в конце 2021 года заявила, что законы, позволяющие разворачивать беженцев из Беларуси прямо у границы — что активно делают Латвия Литва и Польша — нужно менять.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное