Открытый разговор

"Ты за кого?" О чём говорит опрос про отношение общества к войне в Украине?

Открытый разговор

Обзор событий недели

Cможет ли наше село обеспечить Латвию недорогими продуктами?

В Латвии не сработают попытки регулировать цены на продукты «сверху» — глава Latraps

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

На фоне стремительного удорожания продовольствия звучат предположения о том, как государство могло бы смягчить этот процесс для населения. Помимо снижения ставки НДС на продукты первой необходимости или повышения пособий для наиболее уязвимых групп общества называют и меры рыночной интервенции. Но насчет них имеются большие сомнения, заявил в передаче Латвийского радио 4 «Открытый вопрос» председатель правления сельхозкооператива Latraps Эдгар Ружа.

Cможет ли государство при наступлении действительно кризисной ситуации регулировать цены на продукты питания для внутреннего рынка? Ружа убежден, что нет: сельские производители скорее «заколотят лавочку», чем поддадутся диктату. С точки же зрения того, сколько удастся вырастить урожая, их сейчас больше всего беспокоит погода:

«Как всегда, это первое! Мы не боимся, но погода — то, с чем нам нужно считаться изо дня в день. Насчет остального — самое главное стоимость нефтепродуктов, потому что всё остальное у нас более или менее уже есть, чтобы вырастить и убрать урожай. (..)

То, что на зерно цены будут высокими, что продовольствие будет очень дорогим — мы с директором Центра стимулирования сельскохозяйственного рынка Ингуной Гулбе говорили уже летом прошлого года, что будет очень большое подорожание! И

я должен согласиться с мнением, что этот рост цен уже где-то «буферировали» всю осень, а теперь и весну производители продовольствия и торговцы в магазинах. Они уже погасили часть удорожания — их цены не выросли на таком уровне, как подорожала энергетика.

Может ли государство что-то сделать? Вспомним только, кто производит продовольствие. Всё начинается с фермера. Если кто-то сильно прижмет фермера — он ведь тоже такой же  бизнесмен, человек, который хочет зарабатывать и как-то выживать. Он скажет: извините, я этим уже не буду заниматься, сами кто хотите выращивайте себе еду! Так что есть какой-то рынок, какие-то цены, которые определяют весь этот процесс производства продовольствия. И биржа регулирует эти цены. Если кто-то (государство) декларативно скажет: с сегодняшнего дня цена зерна будет такая — ну, извините, фермеры обанкротятся, и кто нам потом будет производить продовольствие?»    

По словам Ружи, вариант, когда при биржевой цене зерна в 420 евро за тонну и себестоимости в 100 евро государство покупает его у производителей по 150 евро, маловероятен:

«Кто продаст за 150? Еще посмотрим... И урожай мы убираем в июле-августе: надо смотреть, какие цены были тогда, а не какие сейчас на бирже. Тогда было 280 евро, и наши фермеры не запаслись финансовыми ресурсами настолько, чтобы сидеть на мешках со своим зерном до марта, апреля, даже до июня, чтобы дождаться самой большой цены! 90%, даже больше, свое зерно продали давным-давно. И теперь цена на бирже прыгает, а у фермера от этого только одна головная боль, когда он смотрит: вау, как я мог бы заработать, если бы!.. Он вырастил зерно, но продал еще в августе-октябре, потому что ему нужно было посеять озимые и заплатить долги за прошлый год. Те цены на бирже сегодня не значат для крестьян ничего».      
В сложной ситуации, по словам Ружи, могут оказаться животноводы, не успевшие запастись зерном и солью для скота — потому что весь фураж сейчас резко подорожал.           

Согласен с мнением, что государство вряд ли сможет применить внешене регулирование, и эксперт по сельскохозяйственной политике Латвийского объединения сельхозорганизаций, член правления Крестьянского Сейма Мартиньш Тронс:

«Я думаю, мы живем при такой экономике, где таких вариантов нет. Это только Россия или Украины может выпустить какой-то закон, не разрешающий вывезти зерно из государства! Но в Евросоюзе таких вариантов нет, что кто-то что-то запретит вывозить, продавать — или, скажем, будет диктовать, за какую цену нам торговать. И думаю, в нашей экономике это даже и не работало бы.

Но государство может закупать зерно. Оно до этого закупало, например, в рамках интервенции молочный порошок. А Евросоюз когда-то еще закупал и мясо, чтобы не повышать цены».  

Как сообщал Rus.LSM.lv, отраслевые эксперты не исключают, что государство могло бы при усугублении ценового кризиса снизить ставку НДС для базовых продуктов питания. 

Как писал Rus.LSM.lv, еще до начала войны в Украине ЦСУ резюмировало, что настолько резкого подорожания продуктов, как в 2021-м, в Латвии не наблюдалось минимум десять лет. Как уже сообщал Rus.LSM.lv, стремительный рост цен на энергоресурсы стал одним из двигателей инфляции: по итогам октября она составила 6%, в ноябре - 7,5% в годовом исчислении. Такого роста цен в Латвии не фиксировалось со времен кризиса 2009-2010 годов.

Цены растут и теперь, уже в связи с геополитическими рисками, повлиявшими и на экономику. Россия атаковала Украину в ночь на 24 февраля. С тех пор продолжаются бои. Европа отреагировала на вторжение в Украину новыми пакетами беспрецедентных санкций против России. Прогнозируется, что они отразятся и на экономике ЕС и Латвии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное