Разорвать фактические связи Латвийской православной церкви с Москвой нереально — теологи

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Смена статуса Латвийской православной церкви (ЛПЦ) на автокефальный отнюдь не означает, что будет разорвана ее тесная связь с Московской патриархией, заявили участники передачи Латвийского радио 4 «Открытый разговор».

По словам научного ассистента факультета теологии Латвийского университета Никита Андреева, принятые Сеймом шаги — это лишь смена юридического статуса.

«Невозможно разорвать отношения  Латвийской православной церкви с Москвой, просто приняв какой-то закон! Можно формально, на уровне закона, постановить, что это теперь отдельная организация, никак ни с кем не связанная, и в итоге даже сама ЛПЦ с этим соглашается и просит независимости, автокефалии от Москвы — но все равно,

думать, будто это просто возьмет и поменяет мнение православных верующих и священников, заставит их не общаться со своими знакомыми и друзьями из России — очевидно, что так это работать не будет. Они могут поклониться, сказать «спасибо, мы так будем делать», но таким образом прекратить влияние Москвы на нашу православную церковь просто невозможно».

Хотя латвийской православной общине свойствен свой особый характер, влияние РПЦ на ее жизнь совершенно очевидно, считает теолог. ЛПЦ ведет собственную политику, стараясь поддерживать хорошие отношения с латвийским государством, что нормально для православной церкви в принципе, поясняет Никита, но рассчитывать, что ЛПЦ перестанет зависеть от Москвы, по его оценке, наивно.

В передаче прозвучало, что в Украине такой фактический отрыв произошел. Но там ситуация была другая, поясняет Андреев. Во времена своего президентства Петр Порошенко, по сути, создал новую церковь, новую организацию — и в нее было предложено войти тем, кто принадлежал к прихожанам УПЦ Киевского патриархата и ЦПУ Московского патриархата:

«Люди из этих церквей объединились в новую, это все-таки был другой план. В нашем случае такого нет, у нас президент и политики хотели убедить уже существующую ЛПЦ просто изменить свой характер и политическую привязанность. Украинцам было проще: они получили свою автокефалию от Константинополя для этой новой организации — а у нас хотят, чтобы свой статус изменила уже существующая церковь».  

Секретарь архитепископа Рижского Римско-католической церкви Латвии Айвар Лицис добавил:

«Как написано на сайте Латвийской православной церкви, эти изменения не будут касаться повседневной жизни приходов и верующих, это более юридические новшества. Я согласен с мнением, что в Латвии уже и до этого была большая тенденция к автономии нашей православной церкви. Но все-таки я думаю, что влияние Московского патриархата тоже велико».

Как сообщал Rus.LSM.lv, 20 октября по благословению Митрополита Рижского и всея Латвии Александра в Рижском храме в честь Всех Святых состоялся Собор Латвийской Православной Церкви. Собор подписал обращение к патриарху Московскому Кириллу о каноническом разрешении статуса ЛПЦ.

На сайте церкви отмечено, что согласно поправкам в Законе о Латвийской Православной Церкви, инициированным президентом Эгилом Левитсом и принятым Сеймом Латвийской Республики 8 сентября 2022 года, в Устав Латвийской Православной Церкви до 31 октября текущего года должны быть внесены соответствующие данным поправкам изменения. Чтобы выполнить требования латвийского законодательства, Собор Латвийской Православной Церкви абсолютным большинством голосов проголосовал за внесение соответствующих требованиям Закона о Латвийской Православной Церкви изменений в Устав ЛПЦ.

Но так как этими поправками предусмотрен независимый (автокефальный) статус ЛПЦ и выведение ее из подчинения Московской патриархии, к главе которой патриарху Кириллу постановил направить соответствующую просьбу и Кабинет Министров Латвийской Республики, делегаты Собора подписали обращение к патриарху Кириллу о каноническом решении статуса ЛПЦ.

Исторически Латвийская православная церковь уже была де-факто признана независимой, это было согласовано в 1921 году патриархом Московским Тихоном и латвийским архиепископом Иоанном Поммером и утверждено в 1926 году Кабинетом министров Латвии.

Закон, как говорится в аннотации к нему, призван восстановить исторический статус Латвийской православной церкви и исключить какую бы то ни было власть патриарха Московского (и любого другого главы церкви любого другого государства) над церковью в Латвии.

После того, как поправки были провозглашены, на официальном сайте Латвийской православной церкви появилось сообщение, подписанное пресс-службой православной церкви. В нем говорится, что решение Сейма носит юридический характер, а изменение статуса не меняет православную веру, догматы, литургическую жизнь Церкви, календарный стиль, сакральный богослужебный язык, обряды, традиции и внутреннюю церковную жизнь. Подчеркивается, что Православная церковь Латвии сохраняет духовное, молитвенное и литургическое общение со всеми каноническими православными церквями мира.

Известный православный богослов и философ Андрей Кураев в эфире Rus.LSM.lv заявил, что принятие светской властью Латвии поправок к закону о православной церкви мало что меняет для самой церкви, потому что она действует по своим канонам — а до сих пор ни одна из полутора десятка поместных православных церквей мира не признавала ЛПЦ автокефальной.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное