Форельные речки и 3D на жизненном «Пути» Айвара Клейнса

В анфиладе Лиепайского музея на днях открылась ретроспективная выставка «Мой путь», приуроченная к недавнему юбилею Айвара Клейнса. Художник показал публике свое творчество за сорок лет, причем сделал акцент на некоторых гранях своего таланта, которые зрителю менее известны — это автопортреты и рыбные места в окрестностях Приекуле. Да, он не только живописец и мастер резьбы по дереву, но и заядлый рыбак. Поэтому дополнил выставку «рыбной» посудой и некоторыми трофеями. В целом, «Мой путь» Айвара Клейнса хорош чрезвычайно, горячо рекомендую удостовериться лично.

Необходимое предуведомление. Айвар Клейнс — один из моих любимых лиепайских художников. Нравится мне его манера живописи — сочный мазок, внимание к деталям, явная отсылка к работам старых мастеров… Но, если читателю захочется обвинить меня в предвзятости и необъективности — сначала рекомендую посмотреть на картины кисти Айвара. Хороши ведь, правда?

В прошлом году Айвару Клейнсу исполнилось 60 лет и в честь юбилея он в своем художественном салоне Ludviķis открыл выставку «Пионы и розы», в этом году устроил «Прогулку по Лиепае». Айвар смеется, что эти выставки были как «разогрев перед марафоном», к тому же он считает своей миссией рисовать Лиепаю. Напомню, что он убежденный пленэрист, и вместе с супругой Ингой четверть века проводил знаменитый пленэр «Город и море».

«Последние полгода готовил эту выставку. Персоналка в Лиепайском музее у меня первая. До этого у нас дважды были совместные выставки с Ингой, на наши общие 90 и 100 лет, то есть на юбилеи в 45 и 50 лет. Так что здесь — «Мой путь», для него я выбрал и некоторые самые ранние мои работы, с 1983 года начиная, в том числе автопортреты разных лет. Есть также сценки и пейзажи того времени. Те, которые, слава богу, сохранились. Я ведь многое уничтожил, критически на них взглянув. К тому же и со зрением были серьезные проблемы и мне казалось, что многие полотна почернели. Потом, после операции, оказалось, что всё не так страшно…», — рассказывает Айвар.

В первом зале анфилады — автопортреты разных лет, портрет Инги 30-летней давности, картины-воспоминания о детстве на хуторе и периода городской юности… Во всех залах много работ из дерева — Айвар когда-то окончил отделение скульптуры по дереву в Лиепайской школе прикладного искусства. И лет 15 назад снова в это ремесло окунулся, сейчас выставил множество деревянных блюд, вырезанных в форме рыбин. Вот не знаю, можно ли это назвать «рыбными блюдами»? С рыбой и рыбалкой связаны и картины в двух других залах анфилады.

«В начале 1990-х контрабасист Александр Стрелитс-Стреле, сейчас он в кинематографе, впервые отвез меня на форельную речку и… Тогда я и стал эти речки рисовать. Делал наброски карандашом и пастелью, некоторые тут тоже есть, потом зимой писал уже на холсте, сколько я в них труда вложил… У многих картин фактически указан их год рождения, но не окончания работы», — рассказал Айвар, добавив, что не любит писать по фотографиям.

Эти пейзажи — узкие речки, бегущие-журчащие среди деревьев, валуны в воде, солнечный свет меж ветвей — хороши невероятно. Айвар говорит, что один из его постоянных клиентов сказал — мол, ему нравятся картины, «в которые хочется войти». Этот речной цикл — как раз из таких. К слову, в таком изобилии художник эту сторону своего творчества еще публике не показывал.

«Мы утратили навыки старых мастеров, и учителей нет, которые могут научить. Сам пытаюсь это освоить, кажется, процентов на 70 мне это удалось. Желание это знание обрести дает мне интерес и рождает азарт. И вот это всё — и есть «Мой путь», который я прошел за эти годы. Но, признаться, между этим парнишкой на автопортрете 1983 года или вот этим, 1993 года, после окончания Академии, и мной нынешним — не слишком большая разница. Душа не стареет. А вот этот, с тюрбаном из полотенца на голове — это влияние Рембрандта. Он и Рубенс — мои любимые художники. И период барокко, особенно пейзажи той эпохи», — говорит Айвар.

Девиз этой выставки — три D, то есть Dievs, daba, darbs (бог, природа, работа). Это те три столпа, на которые опирается путь Айвара Клейнса в искусстве. Название дано в честь одноименной автобиографической трилогии Анны Бригадере. Описываемая классиком сельская жизнь Айвару близка с детства. Невозможность сидеть без дела, свойственная сельчанам, у него с тех пор в крови. И связь с природой, от которой он черпает духовную энергию.

…Есть на выставке не только картины и «рыбные блюда», но и «трофеи», как Айвар их называет. Тоже с рыбалкой связаны. 

«Как раз там, где все мои форельные речки текут, была линия фронта, это ведь «Курземский котел». Бреду как-то раз по речке, вода по колено, и эта каска лежит… Места там малолюдные, таких «сокровищ» хватает. Всяких взрывоопасных предметов тоже. Можно на укрепления старые наткнуться, блиндажи. На речках этих живут и бобры. И умирают по естественным причинам. Вот, это их черепа. У меня любовь к черепам еще со времен учебы — надо ведь, когда рисуешь, знать, «что у мишки в животике». Ты не можешь нарисовать портрет, не зная анатомического строения. У меня есть черепа многих зверей, все — трофейные находки в лесу», — рассказал Айвар.

Черепа бобров Айвар расставил на полке в ряд — знаете, как в давние времена слоников выстраивали. На этой слегка чернушной нотке и завершу рассказ о шикарной персоналке одного из лучших лиепайских художников.

Выставка Айвара Клейнса «Мой путь» (Mans ceļš) в Лиепайском музее открыта до 31 декабря.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное