Войну Израиля против ХАМАС чаще не поддерживают молодежь и русские — опрос в Латвии

У значительной части жителей Латвии нет мнения о военной операции Израиля в Секторе Газа, но в целом противников этой операции в Латвии чуть больше, чем сторонников, следует из результатов опроса, проведенного в декабре агентством Norstat по заказу LSM.lv и Rus.LSM.lv.

Опрошенные LSM.lv исследователи отметили, что полученные данные не стали сюрпризом: в них видно расслоение мнений между представителями разных поколений.

Респондентам Norstat задавался вопрос «Поддерживаете ли вы военную операцию Израиля в Секторе Газа?» Пятая часть — 20% — всех респондентов заявили, что определенно нет, в то время как 12% имели прямо противоположное мнение. Если добавить тех, кто занял более мягкие позиции («скорее не поддерживаю» и «скорее поддерживаю»), доли противников  и сторонников оказываются почти равновеликими — 31% и 28% соответственно. Нейтралитет («и не поддерживаю, и не не поддерживаю») выбрали 19%, и значительная часть опрошенных (22%) заявила, что у них нет мнения о происходящем.

Больше всего сторонников у военной операции в Газе среди мужчин (35% респондентов) и сениоров в возрасте 60-74 лет (36%).

Ответ Израиля на нападение ХАМАС чаще всего не одобряют молодые люди в возрасте 18-29 лет (37%) и русские жители Латвии (39%).

Среди тех, у кого нет мнения о конфликте, чаще всего встречаются женщины (25%) и молодые люди в возрасте 18-29 лет (31%).

Опросы показали значительные различия в оценке конфликта разными поколениями, отметил научный сотрудник Латвийского института внешней политики Том Ратфелдерс, который специализируется на международных отношениях  на Ближнем Востоке. По его словам, более старшие люди выбирают более приемлемую для себя позицию, что прослеживается не только в Латвии, но и других европейских государствах и США. (В частности,  опрос с идентичной формулировкой вопрос, проведенный в США службой Гэллапа, показал, что 45% американцев не поддерживают действия Израиля, 50% — поддерживают, но тенденции в возрастных группах оказались очень похожими на латвийские: около двух третей молодых респондентов заявили, что не поддерживают Израиль, треть — поддерживает. В группе сениоров картина была строго полярной.)

 

Комментируя, почему против действий Израиля выступает больше русских жителей Латвии, Ратфелдерс допустил, что они,

возможно, находятся под влиянием информационного пространства РФ, в котором большая поддержка высказывается палестинцам.

«Кремль позиционирует США в качестве империалистской державы, которая пытается навязать свой порядок всему миру. Израиль, в свою очередь, позиционируется в качестве вассала США. В принципе, Кремль так называет всех союзников [США] на Ближнем востоке, даже Саудовскую Аравию. И если мы посмотрим на ситуации под таким углом, позиция палестинцев автоматически становится понятнее, поскольку они — это те, кто сопротивляется империалистским тенденциям», — сказал исследователь.

Исследователь культуры и политики Ближнего Востока Фредерик Озолс, в свою очередь, особо подчеркнул, что женщины чаще мужчин на восемь процентных пунктов, а русские чаще латышей выбирали ответ «не знаю» на вопрос, поддерживают ли они военную операцию в Газе.

Это может свидетельствовать о здоровой самокритике и осознании неспособности полноценно оценить происходящее на Ближнем Востоке.

Но и у этого мнения, на его взгляд, есть несколько объяснений. Одно из них — знания и интерес жителей Латвии к истории конфликта на Ближнем Востоке довольно слабые — но

пробелы нередко компенсируются за счет предубеждений и стереотипов. Особенно — в отношении евреев.

По словам Озолса, если попросить тех, кто громко высказывается о военной операции Израиля, назвать страны, с которыми тот граничит, у большинства из них это вызовет значительные проблемы. Это, добавил Озолс, совсем не мешает таким людям выступать с категоричными суждениями о палестинцах, израильтянах и решении конфликта на Ближнем Востоке.

«Мы видим, что в среднем для 28% жителей Латвии характерен антисемитский компонент мышления.

Это не означает, что эти люди против евреев, но на их мышление нередко влияют различные предрассудки, основанные на ложных суждениях», — сказал Озолс.

К тому же, в Латвии и Восточной Европе это явление в среднем заметнее, чем в странах Западной Европы.

Озолс также считает, что одной из причин неполной картины происходящего является и тот факт, что до общества не всегда доходит полноценная и объективная информация.

Исследователь подчеркнул, что свидетельства зверств боевиков ХАМАС во время нападения 7 октября не укладываются в голове — эти люди не только убили и изнасиловали множество людей разных возрастов и полов, но также осознанно калечили людей и глумились над человеческими останками.

Это сплотило израильтян. Но истории о пережитом ужасе в основном остаются внутри страны, а то, что звучит вне ее — более фрагментировано и менее интенсивно, чем постоянный поток сообщений об ужасах войны в Газе.

Страдания евреев потонули в последовавшем после 7 октября потоке новостей и кажутся однократными и завершенными (хотя большая часть захваченных ХАМАСом заложников все еще не освобождена, некоторые пленники умерли и в будущем их останки придется выкупать), страдания палестинцев преподносятся как неотвратимые или по меньшей мере затрагивающие всех жителей Газы.

«Мы все же больше видим страдания палестинцев, и эти кадры напоминают об Украине. Кстати,

арабские СМИ, которые я читаю из профессионального интереса, сперва представляли Израиль как РФ, задаваясь вопросом, почему Запад испытывает такой шок от действий РФ, но не шокирован тем, что делает Израиль в Газе. Это в высшей степени искажение реальности.

Конечно, когда ракета взрывается и разрушает здание, результат одинаковый. Но причины и дальнейшие перспективы — совсем разные и не идут ни в какое сравнение», — заявил Озолс.

Он призвал критически оценивать информацию, поступающую из социальных сетей. Часть этих сведений создают и распространяют Иран и другие заинтересованные стороны; в том числе и на английском, французском, немецком и испанском языках.

Есть проблемы и с новостями, публикуемыми международными новостными агентствами. Чаще всего, вопреки установленной практике освещения конфликта должны специально присланными корреспондентами этим занимаются живущие на территории Газы палестинцы. И это создает проблемы с точки зрения этики, полагает Озолс.

Как ранее писал Rus.LSM.lv, Латвия в лице президента Эдгара Ринкевича сразу же после террористической атаки боевиков ХАМАС 7 октября заявила о солидарности с народом Израиля и об однозначном осуждении террористов. Позднее Ринкевич несколько раз повторял эту позицию, позднее, уже во время визита в Израиль, дополнив ее заявлением о необходимости предотвращения расширения гуманитарной катастрофы в регионе. В результате совершенного с территории Сектора Газа нападения террористов ХАМАС на Израиль погибли свыше 1200 израильтян, в основном гражданских, почти 3 тысячи были ранены, несколько сотен были захвачены в заложники. В ходе ответных действий Израиля в Секторе Газа стал нарастать гуманитарный кризис, появились многие десятки тысяч внутренних беженцев, а также многочисленные убитые и раненые. Подконтрольный ХАМАСу «Минздрав» Газы утверждает, что число палестинцев, погибших с начала операции Израиля по уничтожению ХАМАСа превысило 20 тысяч. В условиях продолжающихся боевых действий эти данные не поддаются проверке, однако многие западные СМИ и гуманитарные организации оперируют ими.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное