Без обид

Без обид

Без обид

Без обид. Александр Вешняков

Без обид

Лауреат «Ночи лицедеев 2015»: художник должен быть предельно честным

Обратите внимание: материал опубликован 7 лет назад

В Латвии только что началось голосование за номинантов ежегодного конкурса «Ночь лицедеев» (Spēlmaņu nakts). В прошлом году лучшим спектаклем сезона было признано «Озеро надежды», поставленное в Новом Рижском режиссером Владиславом Наставшевым. В передаче Русского вещания LTV7 «Без обид» он рассказал, что прочувствовал материал лично и был предельно искренним.

«Мне так кажется, что все-таки я достаточно честен в этом спектакле. Если быть честным по отношению к себе и зрителям, к тому, что происходит здесь, в стране – значит идти на конфликт, то что ж, наверное, я иду на конфликт. Я рассказываю и показываю, говорю о своих личностных переживаниях. Я не политизирую это – показываю то, с чем я сам сталкиваюсь.

Я ничего не политизирую. Не выношу никаких вердиктов, не говорю, кто прав, кто виноват».

В обстановке повышенной напряженности, которая царит в обществе и в геополитике последние пару лет, можно было бы подумать, будто говорить правду – это своего рода экстремизм (по Оруэллу). Но, по словам Наставшева, это – скорее позиция, причем единственно возможная:

КОНТЕКСТ

 

 

Фабулу спектакля сам Наставшев в одном из интервью определил так: «В двухкомнатной квартире блочного дома на окраине Риги, в спальном районе живут мать и сын, и они решают делать ремонт в квартире». В постановке показаны сложные взаимоотношения в русской семье – отношения успешно интегрировавшегося в латышскую среду молодого мужчины и его матери, глубоко обиженной на латвийское государство. Спектакль, в котором очень сильны автобиографические мотивы, вызвал бурный общественный резонанс.

«Потому что искусство же должно трогать! Оно должно задевать. А как ты можешь задеть кого-то, если ты нечестен? Если ты живешь по одним принципам, а произведение искусства свое строишь по другим… Это еще Тарковский говорил, что это вообще-то проблема художников: они живут так, а фильмы снимают совершенно иначе.

Я пытаюсь этого не делать, не разделять, не отделять себя от своих спектаклей. По-моему, это единственно возможный способ быть понятым в искусстве. И, конечно, это важно для зрителя, для аудитории – ведь я же для людей всё это делаю».     

Режиссер признал, что ему чужда позиция «чистого творца», который заявляет, будто ему безразлично, как воспримут его творчество – в духе «Я так чувствую, я так самовыражаюсь» («Художник так видит»). В своей работе Наставшев отталкивается именно от того, будет ли тот или иной элемент интересен тем, кто сидит в зале.

Еще, по его мнению, классическая посылка «или тянуть зрителя до себя, или опускаться до его уровня» – не работает:

«Нужно не подстраиваться под зрителя, я уважать его. Относиться к нему с уважением. Если вы говорите «подстраиваться» – это подразумевает сразу, будто зритель – глупее.

Это означает ставить себя выше. Мне кажется – нет, нужно уважать зрителя. Неважно, ниже он тебя или выше, больше он знает, чем ты, или меньше! Вообще, изначальная стартовая позиция для любых начинаний и любых отношений – это уважение. Без него ничто не имеет смысла».   

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное