Исполнилось 80 лет с начала советской оккупации Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Сегодня — вот уже ровно 80 лет с момента оккупации Латвии советскими войсками 17 июня 1940 года. И страна продолжает подсчитывать понесенный ею ущерб, сообщает Латвийское радио 4.

В те дни, когда Гитлер завершал завоевание Франции, Сталин использовал возможность, которую ему давали секретные соглашения, и оккупировал страны Балтии. Оккупация началась с провокаций и ультиматумов на границе и закончилась широкомасштабным вторжением частей Красной армии.

«Это то время, когда пала Франция. Все международное внимание было приковано к ситуации во Франции. Этой ситуацией Сталин решил воспользоваться, чтобы оккупировать три балтийских государства», — рассказал в эфире Русского вещания LTV7 историк Каспар Зеллис.

Одновременно с оккупацией Литвы специальные отряды внутренних войск СССР на рассвете 15 июня 1940 года напали на три восточных пограничных поста Латвии. 16 июня  правительство Латвии получило ультиматум СССР, на который надлежало ответить в течение шести часов: СССР необоснованно обвинил Латвию в нарушении договора 1939 года о взаимопомощи, требовал незамедлительно составить новое правительство и без препятствий пропустить в Латвию войска СССР для обеспечения выполнения договора. Правительство независимой Латвии понадеялось предотвратить кровопролитие и приказало руководству Латвийской армии встретить Красную армию как войска дружеского государства. В результате Красная армия оккупировала Латвию 17 июня.

Вечером 17 июня президент Латвии Карлис Улманис обратился к народу с радиообращением и призвал: «Я останусь на своём месте, вы — оставайтесь на своих!»

«Латвийское население было растеряно. Было непонятно, что происходит. Официальной информации о том, что случилось, не было, не считая вечера. Весь день радио передавало просто музыку», — поясняет Каспар Зеллис

Чтобы ликвидация латвийского государства происходила по сценарию Москвы, в Латвию приехал зампредседателя Совета Народных комиссаров СССР Андрей Вышинский. Вечером 19 июня он вручил президенту Карлису Улманису утвержденный в Москве список Кабинета министров Латвии. И Улманис его принял.

«Если смотреть на те разговоры, которые в латвийском обществе происходили в 39-40-х годах, люди говорили, что без войны не получится обойтись, хоть Латвия и объявила нейтралитет. Советские войска воспринимали как легкую оккупацию. В Российской империи Латвия уже проживала сотни лет», — говорит Каспар Зеллис.

Новое правительство в срочном порядке объявило выборы в Сейм. Единственным соответствующим закону списком кандидатов был признан  «Блок трудового народа». В конце июля делегация новых депутатов Сейма отправилась в Москву с просьбой включить Латвию в состав СССР. 3-6 августа Верховный совет СССР принял решение о присоединении Латвии, Литвы и Эстонии в состав Советского Союза.

После восстановления независимости была создана комиссия по подсчету ущерба от советской оккупации. Она все еще продолжает свою работу — в тех темпах, в которых позволяет финансирование, прозвучало в эфире ЛР4. До 1940 года Латвия была среди наиболее развитых экономик Европы, и предполагается, что если бы ее не присоединили к СССР — развивалась бы так же успешно, как Финляндия, у которой размер ВВП на душу населения перед войной уступал латвийскому. Хотя проверить это утверждение на практике уже не представляется возможным. Методика подсчетов также может вызвать сомнения, но комиссия предполагает, что за 50 лет пребывания Латвии в СССР ущерб мог достигнуть 185 миллиардов евро.

Комиссия по подсчету ущерба от советской оккупации недавно представила правительству свой ежегодный доклад о проделанной работе, сообщил Латвийскому радио 4 ее председатель Эдмунд Станкевич:

«Информационное сообщение мы каждый год предоставляем правительству. Мы информируем о том, что мы сделали, каковы наши успехи и что мы планируем делать в ближайшем будущем. Доклад включал в себя информацию об исследованиях, касающихся военных баз, ущерба экологии и других вопросов. Это один блок. Второй блок касается нашего сотрудничества с архивами. В частности, о том, как идет и как будет продолжена работа над формированием базы данных о репрессированных лицах. В ближайших планах – продолжить эту работу. Но с учетом доступного нам финансирования мы не можем закончить все в один год, работа идет постепенно. Финансирование такое, какое есть, оно не меняется. Поэтому поддерживать высокий темп мы не можем».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное