Личное дело

Фонд восстановления

Личное дело

Утрата

Covid-19. Вдох-выдох. Как на фронте

Как на фронте: кто помогает медикам устоять в период пандемии Covid-19

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Те, кто спасает людей, порой сами нуждаются в помощи. Будни медперсонала сегодня — тяжелая работа, эмоциональное выгорание, упреки родственников пациентов, да и просто незнакомцев в Интернете. Это похоже на войну, поэтому психологическая поддержка — бесценна, и хорошо, когда она есть, прозвучало в еженедельной рубрике Русского вещания LTV7 о психическом здоровье.

Это не преувеличение, когда говорят: медики сегодня живут на передовой. Когда борешься за жизни, когда не хватает техники, когда нет лекарства от новой болезни и доступно лишь симптоматическое лечение. Когда заболевают или умирают коллеги, когда не хватает людей и времени.
 
В апреле будет год, как врач-стажер, анестезиолог-реаниматолог Анастасия Белинцева работает с ковид-пациентами. К защитному костюму давно привыкла, с нагрузкой — сложнее:

«Увеличилось число больных — в реанимации не может быть лёгких больных, и смены, как правило, достаточно напряжённые и тяжёлые, поэтому нагрузка чувствуется.

Мы стараемся как-то друг друга поддерживать, подбадривать, потому что тяжело всем, начиная с младшего персонала, санитаров, среднего — сестричек, и врачам тоже. Всем одинаково тяжело!»

В январе этого года смертность в Латвии выросла на 44 процента, по сравнению с январём прошлого года. Covid-19 вошёл в топ-3 причин смерти, обогнав ДТП, травмы и самоубийства. Можно с уверенностью сказать: большинство медиков столько смертей не видело никогда.

«Этого не избежать, к сожалению. Нужно к этому как-то привыкать. Думать о том, что так может случиться. Да, это достаточно тяжело в любом случае. — Как вы с этим справляетесь? — Я научилась от этого абстрагироваться. И отвлекаться».

Но порой абстрагироваться сложно. За каждой смертью пациента стоят его родственники. Стоят они и за каждым больным, посещение которого запрещено. Каждый реагирует по-разному, каждому нужно уделить время, а его и так не хватает, говорит Белинцева:

«Нам приходится больше общаться с ними, и вот это тяжело иногда бывает, потому что не все понимают, что это серьёзная проблема. Что родственник может находиться в тяжёлом состоянии. Как мы знаем, много людей вообще отрицает вообще болезнь! И это тоже может влиять на их понимание».

Вирус не щадит никого. Теряют врачи не только пациентов, но и коллег.  31 декабря после борьбы с инфекцией скончался врач-инфекционист больницы имени Паула Страдиня Паулс Алдиньш. Ему было 49 лет. О том, как это сказалось на остальном коллективе, рассказала Зайга Кравале, главный врач-пульмонолог:

«Умер наш очень-очень близкий коллега. Замечательный человек, замечательный врач.

Это, наверное, самая большая личная потеря во время ковида. Неужели надо, чтобы у каждого умер близкий человек, чтобы все поняли, насколько это всё важно и критично? В социальных сетях тоже много агрессии касательно нас, когда мы, например, просто говорим, что будем вакцинироваться. Никого не призываем, просто говорим о себе».

Недовольство работой медперсонала и даже агрессия по отношению к врачам, как говорит клинический психолог, специалист по бихевиорально-когнитивной терапии Инесе Лапсиня, проистекает из стереотипов:  

«Стереотипный стандарт, как нужно вести себя врачу. Что врач должен со всем справляться. Часто забывается о том, что медики тоже люди, у которых есть какой-то рубеж.

Человек может в таких мобильных обстоятельствах жить примерно три месяца. Это то, что наша психика может выдержать. Но сейчас медики работают в таком мобильном состоянии уже год, и ресурсов становится меньше и меньше».

Получается, что обычный риск эмоционального выгорания у медиков, который был повышен и в обычной жизни, до пандемии, сейчас — возрастает в разы. Инесе Лапсиня наопминает несколько элементарных правил, которые могут стать спасительными:

«Гигиена дня. Во-первых, сон, высыпаться! Восемь часов — это то, что нужно, чтобы восстановиться. Второе — питание: нужно есть и завтрак, и обед, и ужин. Это важно. Третье — это физическая активность. Даже если врачи, медсёстры работают целый день, можно найти хотя бы 15 минут и пойти погулять».

И, конечно, общение с близкими и коллегами. Дальше — принятие своих переживаний:

«Это нормально, в таких обстоятельствах — чувствовать бессилие, раздражение, иногда даже гнев. Это нормально, иногда чувствовать подавленность»,

— подчеркивает психолог.

Если самому с этим справиться не получается, поможет специалист. Сейчас медикам свою помощь предлагает кризисный центр Skalbes. Его представитель Райво Вилцанс рассказал, как ее получить:

«Эта услуга обеспечивается на волонтёрской основе центра Skalbes. Медики могут получить данные консультации, заявляя о своём интересе по телефону бюро. Телефон 245 51 700. Звонить на этот номер можно с девяти утра до пяти вечера. Там и подскажут, как связаться с психологом, который бесплатно проведёт консультации».

О времени можно будет договориться лично. С апреля прошлого года за такой помощью, по словам Райво Вилцанса, обратился 21 человек. Звонить по-прежнему можно и на круглосуточный телефон доверия 67 222 922 (277 222 92). Он — для всех без исключения.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное