Спасатели и строители в заложниках у недостроенного здания

В самом начале июня в курземском Приекуле и в Иецаве под Бауской торжественно, при стечении высокого начальства и СМИ, провели церемонии открытия новых центров управления катастрофами — специализированных зданий для подразделений Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) и их коллег-полицейских. Однако фактически постройки не используются до сих пор: строительная компания RERE būve раз за разом переносит окончательную сдачу объектов, заказчик, Госагентство обеспечения, штрафует ее за срыв сроков, а сотрудники ГПСС тем временем размещаются в старых запущенных помещениях. И не исключают, что и зимовать придется там же, убедился Rus.LSM.lv, побывав в Приекуле.

КОНТЕКСТ

Проблема старых, негодных для современной техники пожарных депо — давняя и очень больная  по всей Латвии. По данным на середину 2019 года, 19 из 92-х депо были в аварийном состоянии, того гляди, кусок штукатурки на голову упадет, и ладно, если штукатурки, а не чего потяжелее. А работа у спасателей — трудная и опасная (вспомните хотя бы адские пожары на торфяниках несколько лет назад, пожарные со всей Латвии сутками боролись с этим бедствием). Сотрудников ГПСС вызывают не только на пожары разной степени сложности и устранение последствий бурь, но и на спасение людей и животных. В паузах — регулярные тренировки и учения. Добавим, что зарплата у спасателей на треть ниже, чем в других сферах, сотрудников  катастрофически  не  хватает, дошло до «веерного» закрытия постов. И конечно, вернувшись с вызова, спасателям хочется загнать машины в удобные гаражи и отдохнуть в нормальных условиях. Так что новость о том, что в регионах Латвии построят восемь современных депо, была долгожданной.

Построенные с учетом потребностей спасателей и полиции первые специализированные центры нового типа — для управления чрезвычайными ситуациями — в Иецаве и Приекуле торжественно и даже с известной помпой открыли 1 июня.

Построили. Открыли. И пока на этом — всё

Прошел месяц. Жители Иецавы недоумевали

здание пустует, вокруг всё лебедой заросло… 

А вот и начало августа подоспело, два месяца с открытия. Всё по-прежнему.

Центры катастроф в Илуксте и Дагде тоже строит RERE būve — и, как оказалось, хочет дополнительные средства, хотя прошлой осенью уже получила 1,4 млн. евро компенсации за удорожание стройматериалов. Еще четыре центра строит компания Zeng, там тоже задержка.

«Надеемся, что не придется зимовать в старом здании»

Наступил октябрь. Rus.LSM.lv выясняет: в Приекуле спасатели так и ютятся в старом депо, а

новый центр пустует.

На место отправились с представителем ГосАгентства обеспечения Вендией Пикше-Кучмой. Прогулялись по новому зданию — пустым кабинетам, спортивному залу, кухне, душевым, складским и подсобным помещениям, просторному гаражу с мойкой для машин и пр.

«Еще не ликвидированы все дефекты. Там мелочи — где-то двери плохо закрываются, а где-то их не открыть. Не установлены и не подключены шкафы для сушки пожарных шлангов, а без них сотрудники ГПСС не могут в эти помещения переезжать. «Простые» дефекты можно было по ходу дела устранить, но шкафы чрезвычайно важны. Сейчас нам строитель обещает сделать всё до конца ноября, хотя еще недавно говорил, что к концу октября управится. Очень надеемся, что не придется спасателям еще одну зиму провести в старом здании», — рассказывает Вендия Пикше-Кучма.

Но почему же открытие состоялось до завершения всех работ?!

«Оставалось сделать настолько мало! Фактически 95% было сделано, строители говорили, что вот-вот всё будет готово, — объясняет Вендия Пикше-Кучма. —  Они нам долго не говорили, в чем причина задержки, а потом проинформировали, что у них финансовые сложности, но они их решают. Мы тогда оценили все юридические аспекты, сошлись на том, что расторгнем договор и будем искать других строителей. Но RERE būve нам пообещали, что всё закончат, предоставили планы и мы согласились ждать. Да и разрыв контракта — слишком дорого и невыгодно: искать нового исполнителя, значит, проводить новую закупку… За опоздание к ним применены штрафные санкции в максимальном размере».

RERE būve строит четыре здания, но в Илуксте и Дагде еще далеко до завершения. В Приекуле и Иецаве — готово почти всё, но… Приекульский пост стоит 1 483 893,95 евро. Иецавский — 1 476 699,32 евро. Обе суммы — без НДС.

Курземские центры в Айзпуте и Кандаве строит компания Zeng, там тоже возникли финансовые сложности, компания своевременно предупредила Госагентство обеспечения о проблемах. Надо решать, что делать — законсервировать уже построенное? Дорого и невыгодно. Куда не кинь…

Кроме полиции, тут никого нет

Центры управления катастрофами задуманы как общие базы оперативных служб, работающих в конкретном районе. И несколько кабинетов в новостройке в Приекуле заняты Госполицией. Не от хорошей жизни — иначе участок мог бы стать просто бездомным в прямом смысле слова.

«По старому адресу закончился договор аренды.

Мой руководитель, начальник Лиепайского участка Курземского регионального управления Госполиции Ингус Укстиньш, сказал, что мне надо перебираться сюда. Вот с 8 июня работаю здесь, — рассказывает инспектор отдела превенции Госполиции Анджела Виршила. В ее ведении не только Приекуле, но и окрестные городки и волости. — Люди приходят, я принимаю заявления, при необходимости провожу розыскные мероприятия и выполняю другие свои рабочие обязанности. Я одна на этой большой территории и никому в помощи не отказываю.

Люди знают, что полиция здесь — все же в курсе, что было открытие 1 июня. К счастью, они не знают, что я тут одна».

Инспектор полиции, находясь в этих помещениях, никаких законов не нарушает (тут Rus.LSM.lv несколько напрягся из-за сюрреалистичности написавшейся фразы). Официально здание, как сообщили Rus.LSM.lv в Стройуправе Южнокурземского края, принято в эксплуатацию в середине мая.

«У меня для работы всё есть — вот, сами видите, стол, стулья, компьютер с Интернетом, принтер… — показывает Анджела Виршила. — Что будет зимой — не знаю. Начальству своему я давно уже высказала свои опасения, меня заверили, что совсем без отопления здание не останется».

«Мы уже привыкли»

Старый пост ГПСС совсем близко от нового. Нас встречает начальник Приекульского поста Янис Орлов (он же радовался грядущему новоселью в сюжете LTV 1 июня). В его кабинете спасатели несколько лет назад сделали ремонт — своими силами. Остальные помещения выглядят непрезентабельно, но, успокаивает Янис перед началом экскурсии, здесь пока не опасно. Пресловутая штукатурка на голову не упадет.

«Мы сами привыкли, нам тут нормально. Но когда кто-то со стороны приходит, всегда удивленно спрашивает — мол, как вы тут вообще живете? Я в разных наших структурах работал, этот пост — не самый плохой. Помещения тут довольно просторные. …Вот раздевалки, здесь защитные костюмы парней, в них на вызовы ездим. Тут и шкафчики с чистой одеждой, переодеться в обычную форму после возвращения с выезда. А здесь тренажерный зал. Похоже на склад? Вся мебель для нового поста тоже здесь, и все эти гантели и тренажеры — тоже для него. Они все в ящиках были, но парни решили, что распакуем и пускаем в дело! Знаю, что в других депо ребята сами скидываются и покупают спортивный инвентарь. А здесь — ведомство и об этом позаботилось, на всех новых постах свои спортивные залы с оборудованием…», — поясняет Янис.

Дальше — самые главные помещения поста. Боксы с техникой. Здесь тоже составлены ящики с оборудованием для нового поста. Янис Орлов с гордостью показывает новую автоцистерну.

«Здесь самая большая проблема в том, что мы не можем разместить вторую цистерну. Потолки низкие. Сейчас она во дворе стоит. Пока тепло — еще допустимо. Но когда похолодает… Надо будет ее перебазировать в другое структурное подразделение. Где-то в Курземе, думаем про Скрунду. (Это почти 50 километров, честных 40 минут езды, хотя с «мигалкой» Rus.LSM.lv никогда не пробовал. — Л.М) Это резервная цистерна, каждый день она нам не нужна, обычно мы с одной выезжаем», — говорит Янис Орлов.

Вторую цистерну поставить в гараж нельзя — ворота и потолки низкие, для одной перестроили, и то счастье. Депо давно строились в расчете на старые ЗИЛы. Современные машины габаритнее. С этой проблемой все депо сталкивались.

Заглядываем в башню для сушки пожарных рукавов. Командир поста добавляет, что в некоторых старых депо такие башни вот-вот развалятся… Сейчас они не нужны — есть специальные шкафы для сушки шлангов.

«Мы уже как-то привыкли к этой ситуации.

Из месяца в месяц всё переносится, и никто ничего толком сказать не может.

Так что — ждем. Конечно, на новом посту будет намного удобней, там все современное, специально для нашей работы предназначенное. Но мы и тут нормально работаем. Вариантов нет. Разумеется, очень хочется в новые помещения. Что зимой? Тут здание старое, никакой энергоэффективности. Прохладно будет. …Когда еду на работу, каждый раз проезжаю мимо нового здания. Смотрю — есть хоть кто-то из строителей или опять никого? Иногда там что-то происходит. Но если всё и дальше будет так медленно — не знаю, когда мы туда попадем», — признается Янис Орлов.

«Приекуле передадим заказчику первым!»

Руководитель проектов RERE būve Петр Овсянников заверяет, что компания с заказчиком постоянно на связи и стороны обсуждают сложившуюся ситуацию.

«Здание построено, сдано в эксплуатацию. Суть проблемы в том, что надо было поставить два электрических сушильных шкафа. Раньше такое оборудование закупалось в России. Но после начала войны все отношения прерваны. Пришлось искать эти шкафы по всему миру. Нашли! В Словении. Заказали, нам их привезли, согласовали все с местными пожарными. На всё это потребовались дополнительные деньги. Второй момент — гардеробные шкафы. …Мы строим четыре здания по всей Латвии.

Ковид, война — всё это сделало проект основательно дороже. Сколько денег было — мы [на все] построили.

И вроде бы сошлись с заказчиком на том, что для одежды шкафы возьмут из старых депо. То есть — здания готовы, можно въезжать и эксплуатировать, но заказчик требует выполнения всех пунктов договора. Оборудование для сушки пожарных рукавов мы из Германии привезли, там всё внутри встроено. Нет шкафов для хранения одежды. Мы планировали это всё заказать. Но не успели вовремя закончить объект, и на нас повесили штраф — 135 тысяч евро за два объекта. Эту сумму с нас удержали. Сейчас берем заём, это тоже бюрократическая волокита. От своих обязательств мы не отказываемся. Но я лично не понимаю, почему из-за пары шкафов нельзя эксплуатировать готовое здание. Мы очень хотим как можно скорей передать заказчику эти объекты! Приекуле станет первым! Сейчас срок — конец ноября», — называет Петр Овсянников.

Скелеты, которые не в шкафу

«Так ведь не из-за шкафов нельзя пользоваться [объектом], а из-за выявленных и до сих пор не устраненных строителем дефектов, — заочно возражает представителю RERE būve Рамона Иннуса, директор Государственного агентства обеспечения. — Если начать эксплуатацию до того, как строитель устранит свои ошибки и брак, то мы, как заказчик, примем некачественную работу. А этого мы — распоряжаясь общественными деньгами — сделать не можем».

Кроме того, добавляет Иннуса, для начала эксплуатации нужно подписать акт приемки-сдачи — что заказчик принял объект в полноценное пользование и претензий не имеет. Но претензии у агентства по-прежнему есть.

Послесловие. Пятница, 13 октября.  Утро

«Вчера встретил в столовой Анджелу Виршилу, спрашиваю — есть там какие-то изменения или нет? Нет, говорит, без изменений. Да и сам мимо сколько раз проезжал — не замечал ни какого-то незнакомого транспорта, ни какой-то деятельности.

Ни-че-го не происходит»,

— рассказал Rus.LSM.lv Янис Орлов. 
 
«Холодно здесь. Специально из дома принесла термометр — 14-15 градусов. Но мне вчера мое

руководство выделило электрический обогреватель,

привезла из Лиепаи», — сообщила Анджела Виршила.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное