Мы не знаем, скольких неопознанных похоронили — журналист о восточной границе

Информации о том, что на самом деле происходит на латвийско-белорусской границе, как часто там умирают люди, что с ними происходит и так далее, крайне мало. И почти вся она приходит не от официальных структур, а от волонтерских организаций и самих беженцев, заявила журналист-расследователь Мария Кугель в передаче «Открытый разговор» на Латвийском радио 4. По ее словам, никакого сотрудничества с госорганами у местных журналистов по этой теме на деле нет, как нет и собственных материалов СМИ.

«Латвийские власти не препятствуют моим действиям, никаких сообщений, предупреждений я не получала. Однако, например, Погранохрана со мной уже давно не общается, на все мои запросы никаких ответов я не получаю», — заявила Мария Кугель на вопрос, сталкивалась ли она с давлением со стороны госструктур в связи с ее деятельностью. А именно — с материалами о происходящем на латвийско-белорусской границе, которые она публикует в издании «Новая газета. Балтия».

М. Кугель уточнила: расследованием смертей и пропажи без вести пытающихся с той стороны попасть в Латвию (в основном это приезжие из таких далеких стран, как Сирия, Афганистан и др), она занялась примерно с февраля 2023-го — с тех пор, как стало понятно, что люди там умирают. По ее словам, с тех пор Погранохрана ответила ей лишь однажды. (Заместитель начальника Погранохраны Ивар Рускулис по этому поводу сказал, что обычно ведомство отвечает на всё, а чтобы выяснить судьбу писем конкретного журналиста, надо знать, когда их отправляли. Он пообещал отреагировать, если будет письмо с указанием, какие запросы были проигнорированы).

Если нет официальной информации, из чего берутся расследования?

«Большую часть информации я получаю от волонтёров, которые помогают беженцам, от самих от самих беженцев. Также — большая редкость— мы узнали о том, что в Краславском крае в октябре силами социальной службы похоронили двух человек. Я сделала официальный запрос в полицию и полиция мне ответила: да, действительно, два индийца были найдены в Эзерниекской волости, было возбуждено уголовное дело по случаю их смерти», — сказала журналист.

По ее словам, поступила информация о еще одной смерти индийца, чье тело, предположительно, находится в Центре судебной медицины.

«Это значит что уголовное дело, видимо, уже возбуждено. Я сделала запрос в полицию и до сих пор не получила ответа. [...] Я спросила также у полиции, как родственники теперь могут опознать это тело. Ведь человек заведомо был без документов. Известно, что была группа из трех человек: один из них пропал без вести, другой попал в больницу, третий умер. Кто из них кто, мы не знаем», — сообщила М. Кугель.

«А сколько на самом деле неопознанных тел было похоронено и где находится эта статистика, нам неизвестно»,

— добавила она.

Ивар Рускулис заверил: всякий раз, когда Погранохране становится известно о гибели человека, ведомство привлекает Госполицию. То же было и в упомянутых случаях — о них он знает, в обоих, по его информации, смерть была ненасильственной.

«Погранохрана не может отвечать за лиц, которые приехали нелегально и где-то, бродя в Латвии по лесам, погибают», — заявил гость передачи.

На вопрос же о том, что тормозит сотрудничество госструктур и журналистов в вопросе ситуации на восточной границе, Мария Кугель ответила:

«По сути дела, я не вижу этого сотрудничества вообще. В Латвии сложилась уникальная ситуация — даже на фоне наших балтийских соседей и Польши. То есть СМИ не публикуют фактически никаких самостоятельных материалов [на эту тему], публикуются только пресс-релизы Погранохраны».

А из той информации, что дает Погранохрана, невозможно понять, что там на самом деле происходит и сколько человек на самом деле пересекают границу, поскольку один и тот же человек может несколько раз пытаться попасть сюда и быть подвергнут пушбэку (выталкиванию обратно), отметила она.

«Мы не знаем вообще реальной ситуации на границе. О каком сотрудничестве может идти речь, когда всё засекречено?» — удивляется собеседница Латвийского радио 4.

Как писал Rus.LSM.lv, в 2022 году встревоженные правозащитные организации, работающие с беженцами, заявили, что на границе с Беларусью имели место случаи жестокого обращения с пытающимися пересечь ее людьми. Общественные организации зимой заявляли о случаях, когда беженцы, проведя много времени в холодных лесах на границе, оказываются в латвийских больницах с обморожениями. Известно о смерти гражданина Афганистана в резекненской больнице и что его соотечественнику, который прибыл вместе с ним, грозила ампутация. Несколько человек с сильными обморожениями попали в Даугавпилсскую больницу.

Как сообщал Rus.LSM.lv, в 2023 году число попыток незаконного пересечения границы Латвии из Беларуси увеличилось в 2,5 раза.

Ранее журналистам передачи Aizliegtais paņēmiens («Запрещённый приём») удалось внедриться в одну из группировок контрабандистов. Они выяснили, что переправкой людей с белорусской границы в Германию занимается множество группировок. За транспортировку одного нелегала водителям обещают от 800 до 1600 евро.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное