Андрей Шаврей. Раймонд Паулс представил в «Замке света» свои главные драгоценности

Эта экспозиция действительно впечатляет глаз. И слух тоже - звучит музыка Маэстро в записи, хотя на открытии пели и вживую. В Латвийской Национальной библиотеке открылась. Это в конференц-центре, в подвальном помещении, вход свободный, до 30 ноября.

СПРАВКА

Выставка «Творчество композитора Раймонда Паулса в фонограммах и фотографиях» впервые была показана в Лиепае в январе нынешнего года. Тогда лиепайский коллекционер и хозяин музыкального пространства Vinilkoks Райтис Павлович представил публике часть своих сокровищ – почти две сотни пластинок с записями Маэстро. А еще там были его фотографии, сделанные Айгаром Хибнерисом. Была и презентация книги о Паулсе от Лии Гулевски. Но главное – прямо во время открытия выставки в Лиепайском доме латышского общества музыкант и один из соавторов всей этой затеи Валдис Скуиньш позвонил Маэстро и тот пообщался с многочисленными собравшимися.

Думаю, не открою секрет, сказав, что истинные паулсовские драгоценности в их общепринятом понимании действительно потрясли бы зрителя, если бы они были выставлены публично. Потрясли бы столь же сильно, как, например, меня, юное создание, в возрасте четырнадцати лет поразили драгоценности в оружейной палате Кремля.

В данном случае имею в виду ордена Раймонда Волдемаровича. Кто видел их - тот поймет. Награды со всех сторон света, от Японии до Швеции, Грузии, Армении, той же России. Не говоря уж о наградах от родной Латвии.

Один значок обладателя звания народного артиста СССР чего стоит - не только потому что он золотой, а потому что в документе последний автограф лидера ядерной державы, генерального секретаря ЦК ЦПСС Константина Устиновича Черненко, оставленный им в конце февраля 1985 года. «Подписал -  и умер!» - как говорил мне сам Паулс. 

При этом - у Паулса нет фотографии, где он при всех регалиях. Впрочем, рассказывал мне, что есть у него одна официальная фотография с орденами, но это было давно, еще при Гунтисе Улманисе, когда он был советником президента по вопросам культуры. С тех пор было еще много наград. Но ордена для него не главная все же драгоценность, хотя, возможно, когда-нибудь мы увидим и экспозицию с ними. Но сейчас - истинные драгоценности Маэстро. Это его виниловые пластинки, компакт-диски и видеодиски из собрания коллекционера Райтиса Павловичса и фотографии Айгара Хибнерса. В целом здесь ровно 333 экземпляра и на подавляющем количестве их - автограф Маэстро.

«Если бы каждый, кому я пожал руку или дал автограф, дал мне евро, я бы да-а-а-а-вно стал миллионером», - с присущим ему юмором давно еще говорил мне Раймонд Волдемарович. Здесь, как минимум, 300 автографов на пластинках.

У меня есть пара книг о Паулсе и с десяток дисков Паулса с его автографами. Штук десять. Помню, еще не был журналистом, а Паулс еще был министром культуры. В 1992-м я подошел к нему в театре «Дайлес» и попросил автограф на книге фотографий о нем. Он быстро подписал привычно - и пошел дальше. Потом еще было десять автографов и, подписывая привычным жестом очередной диск, поднял глаза, увидел меня и сказал: «Продавать будешь?». - «Ни за что!».

Сейчас Маэстро на открытии не было. Но вас встречает его улыбающаяся фотомодель - можете смело сфотографироваться с нею. Не беспокойтесь, с Паулсом все относительно спокойно. Хотя возраст - 12 января будет 88 лет. Ходит с палочкой уже почти год. Два месяца назад ушла из жизни его cупруга Лана. Но, как бы это не звучало странно, после ухода супруги музыканту стало чуть легче (рассказали хорошие знакомые Маэстро - присутствовали ведущая и продюсер Латвийского радио-4 Илона Яхимович, знаменитый гитарист группы Remix Айвар Херманис). Легче в том смысле, что это была все же не внезапная смерть, Маэстро к ней за последние пять тяжелых для него лет был несколько подготовлен...

И теперь у него остался только рояль. И здание родного Латвийского радио, куда он впервые зашел более семидесяти лет назад!

И куда после этого заходил почти ежедневно. Сейчас заходит ежедневно - в первую студию, где стоит подаренный ему Петром Авеном рояль. Заходит в кафе, где сидят радиожурналисты, шутит: «Ну, что здесь происходит, в этом центре интриг?» По вечерам частенько играет в музыкальном доме «Дайле» на Кришьяна Барона, с артистом Нового Рижского театра Андрисом Кейшсом показывает там программу «Мужчины в расцвете лет». После концертов раздает автографы. Диски на подпись предлагают представители всех поколений - от малышей до сениоров, иные из которых старше самого Маэстро. 

Вот, а здесь, повторяю, триста автографов. Причем, на потрясающих раритетах. Здесь по периметру всего помещения на стенах, а также на стендах - пластинки, выпущенные в Латвии, США, Австралии, Японии, Канаде, Швеции и других странах. Коллекционер Райтис, он же владелец музыкального салона Vinilkoks, шутит: «Если у вас есть какие-то старые диски - не выбрасывайте, мне отдавайте!» В его коллекции имеется большой выбор пластинок, выпущенных латвийскими и зарубежными музыкантами, но одна из самых обширных коллекций - как раз с произведениями Паулса. Сейчас Райтис создает каталог пластинок.

А коллекция паулсовских дисков впечатляет! Ладно, альбом Аллы Пугачевой на музыку Паулса, выпущенный в Японии в восьмидесятые («Миллион алых роз» в стране восходящего солнца до сих пор мега-хит). И даже альбом Ларисы Мондрус, звезды советской эстрады, начинавшей в Риге, а в семидесятые годы эмигрировавшей в ФРГ, где до сих пор живет - он не так впечатляет на фоне маленькой пластинки, выпущенной в 1957 году (Маэстро тогда было всего 21 год). Это шеллаковая пластинка на 78 оборотов в минуту с композицией Раймонда Паулса Lēna rumba. А есть еще и маленькая виниловая пластинка фирмы «Мелодия» с записью «Скерцо» Паулса и Рижского эстрадного оркестра - 1959 год. Не спешите, изучайте, впечатляйтесь.

Плюс - фотографии Айгара Хибнериса, «придворного фотомастера» Лиепайского театра, он запечатлел множество не только концертов, но репетиций Маэстро. Здесь есть фото с концерта в честь 75-летия Паулса, игравшего на большой арене Лиепайского олимпийского центра. И с концерта, состоявшегося прошлым летом в концертном саду Pūt vējiņi.

Сейчас по телефону или при редких встречах Раймонд Волдемарович всегда говорит: «Привет, товарищ!». Как известно, такое приветствие означает, что Маэстро в боевом, рабочем настроении.

Только дважды за более чем сорок лет моего с Паулсом знакомства (ну, если считать с десятилетнего возраста, когда я пел в хоре мальчиков школы Дарзиня, Паулс приходил к нам с аккордеоном), он сказал мне, и то по телефону: «Привет, мой далекий друг!». Это означает, что настроение у него меланхолическое.

Потому что одна из его любимых песен - «Когда поет далекий друг». Она появилась в 1956-м, когда Раймонду было всего двадцать. Это песня не его авторства, а посвящение французскому актеру и певцу Иву Монтану, написанное поэтом Яковом Хелемским и композитором Борисом Мокроусовым по просьбе киноактера и певца Марка Бернеса. Паулс с этой пластинки начинал свое песенное творчество. Не сомневаюсь, что этот раритет есть в коллекции - у самого Маэстро. До сих пор. И может, переслушивает крутящийся диск: 

«Когда поет далекий друг,

Теплей и радостней становится вокруг,

И сокращаются большие расстояния,

Когда поет хороший друг!»

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное