#LV99плюс В Лиепае на фабрику ходят как в театр — в лучшей одежде

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Мария Берза, урожденная Тишлер, 29 лет (родилась 1 декабря 1888 года).

Дочь остзейского немца-ремесленника из Кулдиги (Голдингена). Незадолго до войны вышла замуж за Ансиса Берзса, старшего сына зажиточного хуторянина. Вскоре после начала войны мужа призвали в армию и под Танненбергом он попал в немецкий плен. Семья мужа после начала германской оккупации Курземе бежала, но Мария с маленькой дочкой Анной осталась у своих родителей в Кулдиге. В рамках проекта #LV99plus она переписывается со своей сестрой Вильгельминой, живущей в Лиепае (Либау), а также делает записи в дневнике и на Facebook.

С самого первого дня, как только я записалась на эту работу, меня терзали сомнения — как я, этакая бюргерша, уживусь с работницами. В пути эту проблему и с Дорой обсудила. Сообща решили, что одеваться следует очень скромно. В первый рабочий день* надела свое старое, сильно поношенное, пальто. У Доры одежда была в куда лучшем состоянии, и всю дорогу до фабрики она переживала, что оставила свое старое пальто дома, а у крёстной ее дома ничего настолько поношенного не оказалось. Я ее успокаивала — мол, подобающе она выглядит.

Но на фабрике быстро стало понятно, что эти наши переживания были беспочвенны.

На проходной нас встретил ответственный чиновник Обероста. Он и отвел нас в цех. Мы вошли и обе остолбенели: куда это мы попали? Это точно фабрика? Многие из «работниц» были в шубах и в слегка слишком натянутых на уши, но в целом элегантных шляпах. Ощущение было — как гардеробе театра.

Дальнейшую опеку над нами взяла видная госпожа лет пятидесяти. Оберостовский чиновник ее представил как «фрау Легздын». Разумеется, она тоже была в шубе.

Госпожа Легздиня в нашем цехе — главная. Как и основная часть остальных работниц, она из латышской семьи, не из богачей, а из зажиточной средней прослойки. Благосостояние семейства Легздиньш, как и большинства таких семей, было жестоко подорвано войной. Работа на проволочной фабрике стала одним из немногих способов в это трудное время поддерживать мало-мальски терпимое существование.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Мы с Дорой из-за нашей потрепанной одежды почувствовали себя очень неудобно. Теперь на фабрику ходим, одевшись куда лучше. Раньше думали о скромности, сейчас — как одеться, чтобы стыдно не было.

(* 1917 год, 21 ноября. Запись в дневнике.)

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное