#LV99плюс Главный вопрос — где проляжет граница России и Германии

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Николай Балашов, 45 лет (родился 12 июня 1872 года).

Интеллектуал, член партии кадетов. До войны был преподавателем русского языка и истории в Academia Petrina (Митавской мужской гимназии). В 1915 году гимназию эвакуировали в Таганрог. Николай, однако, остался в городе — из-за жены, балтийской немки Эмилии, которая уезжать не хотела. Николай — один из немногих русских, оставшихся в Елгаве (Митаве) и после ее занятия немецкими частями. В рамках проекта  #LV99плюс Николай время от времени делает заметки в дневнике и записи в Facebook.

Опять* у меня вышло приключение: поездка  в Ригу по железной дороге. День там, впрочем, прошел уныло. Выправлял всякие документы да ждал. Зато на обратном пути в Митаву вышел интересный и живой разговор.

Теперь-то я уже начал привыкать, что вагоны полупустые. Но на этот раз в Митаву кроме меня был всего один пассажир. Увидев, что нас всего двое, мой попутчик решил завязать разговор.

Он из лифляндских дворян и после занятия Риги начал активную защиту интересов немцев-остзейцев.

Оказалось, что в эту субботу в Большой гильдии в Риге было устроено собрание немцев с академическим образованием. Созвали его в ответ на сведения о мирных переговорах с Россией. Остзейцы теперь спешат ясно заявить, что будущее и Курляндии, и Риги теснейшим образом связывают с Германией. Вот и это

собрание также выпустило декларацию, что Ригу следует наитеснейшим образом связать с Германской империей.

Теперь же мой попутчик направляется в Митаву, чтобы координировать работу с курляндскими немцами.

Узнав, что я русский, он принялся меня расспрашивать. И о причинах, по которым я остался под германской оккупацией, и о том, что я думаю о революции, и о том, каким мне видится будущее.

Я уклончиво ответил, что меня политика больше почти что и не интересует. Главное, чтобы закончилась война, и почти любое положение после того окажется лучше нынешнего.

На самом же деле все это мне едва ли нравится.

Дождусь, пока в газетах появятся результаты выборов в Учредительное собрание. Всем понятно, что

большевики никакого мира «без аннексий и контрибуций» заключить не смогут. Может, и у власти надолго не останутся. Но и следующее правительство воевать будет не в состоянии. Потому важнейший вопрос сейчас — где именно проведут черту между Россией и Германией. Курляндия, может статься, так и останется на германской стороне. Будущее Риги и Лифляндии менее ясное.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Но доподлинно ничего не известно.

Может, придется быть мне подданным германского кайзера. Или стать жителем нового балтийского государства. Или — гражданином новой России.

 (* 1917 год, 11 декабря. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное