В Курземе из-за границы вернулись сотни семей

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

За почти четыре года работы программы реэмиграции в Курземе вернулись сотни семей и планируют вернуться еще около двухсот. Координаторы реэмиграции Курземского региона планирования и самоуправления помогают людям решать проблемы, с которыми реэмигранты сталкиваются при переезде, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.

В Курземе из-за границы вернулись сотни семей
00:00 / 05:11

В марте 2018 года Министерство охраны среды и регионального развития начало пилотный проект реэмиграции. Была создана сеть региональных координаторов в пяти регионах Латвии — Курземе, Видземе, Латгалии, Земгале и Риге.

«Получилось хорошо. Потому что с марта 2018 года до декабря 2021 года с координатором по реэмиграции связались и получили поддержку в общей сложности 1 913 человек — это 702 семьи. Всего консультациями координатора воспользовались и вернулись в Курземе 779 человек (303 семьи). Потенциальное желание вернуться высказали еще 583 человека, это 220 семей», — говорит региональный координатор реэмиграции Курземского региона планирования Агнесе Берге.

Агнесе Берге отметила, что пандемия на желание вернуться влияния не оказала: в целом интерес к реэмиграции остался прежним. Большинство тех, кто возвращается в Курземе, выбирают для жительства Лиепаю, Вентспилс, Салдус, Кулдигу, Талси и другие города региона.

«Но могу сказать, что сейчас реэмигранты больше интересуются сельскими домами. Интересуются, что делать, чтобы в сельской местности купить [дом], какая нужна документация. Я думаю, что эта тенденция — следствие пандемии. Потому что и живущие здесь, в Латвии, тоже стли больше интересоваться сельской местностью. Это и свой огород, это зеленая среда, это чтобы дети выросли на экологически чистой еде… Это новая тенденция. Была тенденция жить в городах, а сейчас больше людей интересуются сельской средой», — сообщила координатор.

Перед возвращением надо решить множество вопросов: с работой, жильем, детским садом и школой. Каждая ситуация — особенная. Поэтому координаторы готовят для потенциальных реэмигрантов индивидуальные предложения. Для этого Агнесе Берге связывается с самоуправлениями, государственными и частными учреждениями…

«Хотела бы подчеркнуть, что моя роль, как координатора реэмиграции, иногда больше связана с моральной поддержкой и мотивирующими словами, чтобы люди решили вернуться домой и почувствовали себя здесь желанными», — заметила она.

Координаторы реэмиграции тесно сотрудничают с самоуправлениями. В Лиепаю за время работы проекта вернулись 178 семей и намерены  сделать то же самое еще 112. Эксперт по общественному управлению Лиепайской думы Бригита Дрейже говорит, что люди готовятся к возвращению по-разному: кто-то несколько лет, тщательно собирая информацию, кто-то — чуть ли не спонтанно. Последним помочь сложней.

«И еще трудно тем людям, которые до этого жили в других городах или у них [в Лиепае] уже не осталось ни родственников, ни друзей. Им тоже нужно больше помогать», — говорит Б. Дрейже.

Бывает, самоуправление даже ищет няню для ребенка реэмигрантов, чтобы родители могли выйти на работу. С поиском работы сейчас проще, самоуправление активно сотрудничает с Лиепайской Специальной экономической зоной, где постоянно открываются новые предприятия – им нужны сотрудники, а в СЭЗ знают, где и кто требуется. Сейчас появилась новая проблема: женщинам сложней найти работу, чем мужчинам.

Бригита Дрейже подчеркнула, что Лиепая ждет каждого, кто решил вернуться и старается максимально помочь. Прежде всего – информацией. Куда обращаться в конкретной ситуации, какие документы оформлять.

«Иной раз мы даже звоним в школу и спрашиваем: «Согласны взять такую семью?». Иногда не только для детей мы ищем школу: есть такие случаи, когда даже взрослым нужен какой-то учитель. Это когда они долго были за рубежом, где всё было на английском языке, и они подзабыли, например, грамматику. И, начиная тут работать, они понимают, что им надо бы позаниматься», — поясняет представитель муниципалитета.

Эта проблема очень характерна для молодежи, чьи семьи долгое время жили за границей и дети учились в местных школах, а на латышском в основном говорили дома. Другая проблема – реэмигрантам, и детям, и взрослым, бывает сложно влиться в местные коллективы, найти друзей.

«Мы сейчас думаем, как мы можем помочь интегрироваться всем семьям в наше общество — тем, которые уехали давно и очень долго не были у нас в Латвии. Это такие две проблемы, которые недавно появились», — признает Б. Дрейжа.

До пандемии Лиепайская дума проводила разные интересные мероприятия для семей реэмигрантов, где можно было и полезной информацией обменяться, и подружиться. Сейчас всё стоит на паузе.

Причин, по которым латвийцы решают вернуться сюда из эмиграции, столько же, сколько уехавших латвийцев, но часто вопрос вернуться или нет, возникает в одних и тех же «точках» жизни. Иногда к возвращению людей толкает желание добиться чего-то и оставить свой след быстрее, чем это можно сделать в Западной Европе, считают участники передачи «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное