У восьми самоуправлений не готов план на случай военной угрозы — De facto

С надеждой, что худшего сценария не произойдет, но нужно быть готовым — именно с таким мотивом после полномасштабного вторжения РФ в Украину самоуправлениям Латвии было поручено дополнить свои планы гражданской обороны действиями в случае военной угрозы. Это нужно было сделать к началу этого года. Необходимость и сроки реализации плана были определены законом и постановлением Кабмина осенью 2022 года. Однако некоторые самоуправления начали действовать в последний момент, а в восьми муниципалитетах до сих пор нет дополнений к плану, выяснила программа LTV De facto.

План гражданской обороны (приложение к нему) на случай военной угрозы еще не готов в Цесисском, Гулбененском, Ливанском, Огрском, Прейльском, Саласпилском, Саулкрастском и Валкском самоуправлениях. Там обещают, что все сделают, но работа задерживается из-за различных обстоятельств, в том числе из-за неясности, что именно должно быть в плане, чтобы иметь практический смысл.

В Ливанском крае, расположенном менее чем в 100 километрах от РФ и Беларуси, говорят, что работы много, а людей, которые могли бы ее выполнить, мало. «Мы занимаемся этим сами, не привлекая аутсорсинг, и, вероятно, поэтому разработка была отложена. (..) Возможно, это была ошибка, но я надеюсь, что, зная ситуацию на месте, мы добьемся улучшений», — говорит исполнительный директор самоуправления Ливанского края, Алдис Джериньш.

В Огрском крае, где такой план был бы особенно важен из-за находящихся там стратегических объектов, именно эти объекты и называют причиной задержки. «Мы работаем над этим. Тщательно», — сказал председатель Огрского краевого совета (Нацобъединение) Эгил Хелманис. Он поясняет, что в Огрском крае есть и аэродром, и гидроэлектростанции. «И это две большие угрозы, с которыми совместно формируют этот план. (..) Большинство муниципалитетов не имеют таких военных объектов, которые необходимо развивать вместе с военными и собственниками  ГЭС», — сказал Хелманис. Он прогнозирует, что план может быть закончен к концу лета.

В Валке, где на ситуацию повлияла смена политического руководства, план обещают закончить только ближе к осени. В Ливанах работы завершатся в конце мая.

Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС, VUGD) призывает не медлить и других. «Если бы мы могли вмешаться в их процесс планирования… Поскольку лето уже не за горами, я очень надеюсь, что к июню мы действительно [завершим планы]. Некоторые самоуправления сообщили нам, что они [завершат] в течение первого полугодия, но другие не назвали конкретных сроков. И мы постараемся говорить, чтобы соответствующий процесс продвигался вперед», — заявил заместитель руководителя ГПСС Ивар Накуртс. Кроме того,

органы местного самоуправления могут проконсультироваться и с теми, кто уже завершил работу — таких муниципалитетов большинство, а именно 30.

Ответственная за эту сферу комиссия Сейма дает более жесткую оценку тому, что не было сделано. Председатель комиссии Раймонд Бергманис (Объединенный список) заявил, что «если не соблюдается закон, вероятно, должны быть наказания. Если в самоуправлении должно быть военное приложение, разработанное к такому-то сроку, то это ответственность комиссии гражданской обороны этого самоуправления, и очень неприятно, что работа не была сделана».

Однако он добавил, что осознает, что это достаточно сложная работа, если пытаться разработать действительно значимый план.

В Минрегионов пока воздерживаются от конкретных оценок невыполненных в срок работ.

План должен ответить на несколько вопросов. Как информировать граждан в случае военной угрозы? Как эвакуироваться, где укрыться? Где разместить людей, если они приехали из других мест? Где взять топливо, запасы еды и воды? Как самоуправление может помочь Национальным вооруженным силам?

Там, где план уже готов, признают, что это непростая задача, даже если имеется опыт с другими кризисами, такими как наводнение в Екабпилсе. Член Екабпилсской краевой думы, инженер гражданской обороны самоуправления Илмар Лукстс поясняет: «Существует довольно много существенных различий в действиях, которые будут предприняты в случае военного вторжения. Основные различия заключаются в масштабе. Масштабы могут быть разными, количество эвакуируемых людей может быть разным, и обычно в таких кризисных ситуациях нам на помощь приходит 56-й батальон обеспечения Земессардзе, но в случае военного вторжения, мы, самоуправление, должны подумать о том, как мы можем помочь».

Самая большая проблема, о которой упоминают самоуправления, — это оповещение жителей о плане действий. До возникновения опасности этот раздел плана не будет полностью доступен для жителей.

Раздел плана о военных угрозах по закону имеет ограниченный доступ и принимается органами местного самоуправления. «При моделировании таких кризисов, на мой взгляд, нецелесообразно заранее объявлять, где будут места сбора, такие вещи не должны обсуждаться заранее. Потому что, как мы видим из опыта Украины, цель россиян — посеять как можно больше паники и хаоса», — пояснил Лукстс.

Союз самоуправлений Латвии, оценивая общую картину, приходит к выводу, что даже реализованные планы еще не означают максимально возможной готовности к угрозам.

«Самый важный вопрос заключается в том, насколько полезны такие планы в случае часа Х - это вопрос, который не дает нам покоя,

— сказал советник союза Айно Салминьш. — Если я не ошибаюсь, как минимум шесть из этих 14 пунктов вообще не входят в функции органов местного самоуправления. А дальше мы имеем дело с опросами об охотничьих коллективах, фармацевтах и ​​семейных врачах, которые, кстати, не входят ни  ни в одну структуру. Семейный врач в данной ситуации — фрилансер, он никому не подчиняется, и в час Х мы даже не знаем, что он будет делать».

В то же время следует повышать и профессионализм комиссий гражданской обороны, но это, как и все в гражданской обороне, требует финансирования. «Все думали, что Комиссия гражданской обороны — это какое-то большое учреждение. В итоге есть мэр и делопроизводитель, другой структуры нет. Комиссии гражданской обороны надо усилить более профессиональными людьми».

В ГПСС, однако, поясняют, что запланированы и уже проводятся учения с участием Национальных вооруженных сил и других участников, на которых планы проверяются.

А местные власти должны время от времени проверять и моделировать на практике то, что написано в планах – понимать, что может работать, а что нет.

«Целью является ежегодная проверка этого плана. Если комиссия сможет собираться чаще – отлично», – говорит Накуртс. Он рассказал, что, например, представители Министерства культуры и Национального архива говорили с отдельными самоуправлениями на счет учений по вывозу культурного и исторического наследия при таких угрозах. «Как его спасти или эвакуировать из опасной зоны. И таких вопросов много», — сказал Накуртс. Например, должны быть смоделированы ситуации эвакуации людей из больниц и центров социальной помощи. Поэтому понятно также, что эти планы придется обновлять каждый год, и даже если на данный момент что-то не совсем понятно, это можно решить, регулярно обновляя планы.

Следует отметить, что не во всех планах предусмотрены конкретные бомбоубежища, поскольку ясности по ним пока нет.

ГПСС начала посещать самоуправления для оценки находящихся в их управлении подвалов, и к 10 апреля из 87 проверенных зданий 47 подвалов были признаны соответствующими или частично соответствующими. Однако если какие-то подвалы требуют благоустройства, то самоуправления уже переживают, будет ли для этого финансирование. С другой стороны, нормативные акты, призванные решить эту проблему и гарантировать убежища в новостройках, до сих пор не действуют.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное