С родителей нет должного спроса за агрессию детей — профсоюзный лидер

Для искоренения насилия среди латвийских школьников необходимо срочно оценить и исправить действующие нормативные акты. Насилие в школах ширится, его формы становятся всё агрессивнее, в подростках крепнет чувство безнаказанности, а ответственность родителей никто не оценивает по всей строгости, заявила в эфире Латвийского радио председатель профсоюза педагогов Ивета Ванага.

Кекавское самоуправление, реагируя на недавний случай серьезного насилия в своей средней школе, начало сбор подписей на портале общественных инициатив Manabalss.lv за создание правового регулирования, которое дало бы государственным и муниципальным учреждениям реальные полномочия на борьбу с насилием в школьной среде.

Как пояснил в передаче Латвийского радио Ģimenes studija («Семейная студия») председатель краевой думы Юрис Жилко, инцидент с применением физического насилия произошел 2 октября, на следующий же день полиция завела административные дела на виновника нападения. Директор школы издала приказ, чтобы нападавший учился на «удаленке». Происшествие затронуло семерых учеников, пострадавший ребенок посещает школу частично. Жилко также признал, что на практике не удалось применить превенцию так, чтобы она была эффективной.  

Глава профсоюза учителей Инга Ванага подчеркнула, что насилие в школах распространяется и принимает всё более серьезные формы, чуть ли не с летальным исходом.  Позиция профсоюза — стимулировать создание безопасной среды в школе. В поправках, утвержденных парламентом прошлого созыва, ответственность участников конфликта повышена. Во многих учебных заведениях пересмотрели внутренние правила, ответственность сторон конфликтов, в том числе — родителей.

Со слов Ванаги, необходимо в срочном порядке взвесить нормативные акты и внести в них поправки. Ощущение безнаказанности, крепнущее у молодежи, нередко затрудняет полноценное решение этих проблем, к тому же ответственность родителей «слишком хорошо защищена».

В законе указано, что если родители не выполняют как следует свои обязанности по воспитанию детей, в наилучших интересах детей — школе следует обратиться в сиротский суд, рассказала еще одна гостья радиопередачи, советник министра образования по вопросам инклюзивности Неллия Репина.

Для части случаев решения существуют, у школ есть полномочия. Но если один подросток ударил ножом другого — у директора даже нет права запретить агрессору приходить на уроки. Максимум на один день следует обеспечить ему условия для работы в одиночестве, и затем он может снова быть в классе, со всеми, говорит Инга Ванага.

Юрис Жилко добавил: директора сейчас не имеют возможности написать приказ о переводе агрессивного ребенка на «удаленку», о его изъятии из школы.

Представитель Бюро омбудсмена Лайла Гравере подчеркнула, что омбудсмен возражает против изоляции агрессивного ребенка от школы. Можно налагать различные ограничения — но только те, что предусмотрены законом, соразмерные. Неизвестно ведь, кто будет обеспечивать образование отстраненного ребенка, отмечает Бюро омбудсмена. Если у ребенка хромает поведение — школе нужно постараться удержать его всеми средствами. Разумеется, заботясь и о безопасности других воспитуемых.

Второй аспект — школа учит социализации, и ее дистанционно не освоить, говорит Неллия Репина:

«Мы поддерживаем удаленную учебу, но пока ребенок вне общеобразовательного заведения, самоуправлению нужно обеспечить, чтобы ребенок, учащийся удаленно, оставался в системе образования».

Инга Ванага возразила: получается, что будут нянчиться с одним ребенком, а остальным не обеспечат безопасность и все условия для занятий. По ее оценке, ставить права одного индивида выше, чем права остальных детей, неверно.

Из семи кекавских школьников, замешанных в последнем серьезном инциденте, некоторые уже попадали в поле зрения правоохранительных органов. Юрис Жилко призывает повысить ответственность родителей в случаях, когда их ребенок ведет в себя в школе агрессивно. Из тех семерых три семьи сотрудничают с самоуправлением, а остальные отказались, заявив, что используют не психологов, рекомендованных думой, а ищут помощи специалистов для своих детей самостоятельно. Но ведь не проверишь, говорит мэр.

Лайла Гравере сказала, что закон требует от родителей сотрудничать с социальной службой. Если родители не выполняют требования закона, то следующий шаг — сиротский суд. В законе оговорена административная ответственность для родителей за невыполнение обязанностей — а они обязаны дать воспитание, образование, заботиться о здоровье ребенка.   

Госинспекция по защите прав детей в этом году до сентября получила 85 жалоб, связанных с взаимным физическим и эмоциональным насилием среди школьников. Это на 24 больше, чем в тот же период прошлого года. Однако предложенные инспекцией алгоритмы по борьбе с насилием в школьной среде, включавшие в себя также правило, что агрессивный ребенок может быть отстранен на домашнее обучение сроком в месяц, Минобразования отклонило.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное