Гастарбайтеры и пенсионеры? Как Латвия будет искать рабочие руки

На латвийском рынке труда усугубляется дефицит профессионалов высшей квалификации по компьютерным наукам и коммуникациям, инженеров, обладателей среднего профессионального образования — но скоро будет еще больше выпускников вузов, изучавших социальные, коммерческие и гуманитарные науки, свидетельствует обзор, подготовленный Минэкономики. Кабинет министров Эвики Силини наконец утвердил правительственный план действий, и в нем хватает пунктов, посвященных проблеме нехватки работников. Ответственные министры обещают, что на сей раз попытки сделать привозную рабочую силу доступнее будут более успешными, сообщает Латвийское телевидение в передаче De facto.

Список вакансий в компании Baltic Restaurant — это десятки позиций, но находить сотрудников год от года становится все сложнее, особенно в Риге, рассказала ее член правления Кристине Риемере. Предприятие общественного питания обслуживает и школы, и другие учреждения по всей Латвии, на нем трудится около 1000 человек (да в соседней Эстонии еще порядка 700). Вакантными остаются около 4% рабочих мест, в эстонцев примерно так же.

Чаще всего Baltic Restaurant привлекает недостающие кадры из других отраслей и помогает с переквалификацией, если нужно. Попытки же подобрать сотрудников из числа безработных похожи на поиски жемчуга: то ли повезет, то ли нет.

«Не то чтобы это невозможно — но эти люди зачастую надолго выпали с рынка труда. Это ведь определенная трудовая культура или, может, какие-то сопутствующие социальные проблемы, какое-то финансовое планирование, с которым они не справились — предпринимателям ли решать эти последствия?.. И если приходит пять человек, ну тогда двоих, мы надеемся, сможем адаптировать, квалифицировать в соответствии с нуждами нашего предприятия. Все же мы не утратили надежду, потому что нет же вариантов».

Именно более активное возвращение экономически неактивных людей на рынок труда сейчас — один из видов краткосрочного улучшения доступности рабочей силы. Резервы таких потенциальных работников в стране оцениваются в 70 тысяч человек. На 880 трудоустроенных жителей Латвии приходится 60 тысяч зарегистрированных безработных и еще 442 тысячи экономически неактивных жителей (студенты, пенсионеры и т.д.), притом среди молодежи младше 15 лет — около 15 тысяч таких юношей и девушек, которые вообще нигде не работают и не учатся.

Однако впереди новые кадровые проблемы, связанные с прогнозами потребностей рынка труда в представителях конкретных профессий, говорит гендиректор Конфедерации работодателей Каспар Горкш.

«Прогнозы таковы, что до 2030 года у нас будет 300 тысяч человек с несоответствующими навыками, неконкурентоспособные в наши дни на рынке труда.

И это та вещь, которую нужно решать, учитывая развитие технологий в целом, темпы и то, каким образом трудовая среда развивается. Нужно понимать, что обучение у нас будет на протяжении всей жизни, чтобы мы могли включаться в рынок труда».

В правительственном плане действий привлечение людей пенсионного и предпенсионного возраста на рынок труда названо «серебряной экономикой», на эти цели предусмотрены программы господдержки. Политики также обещают намного точнее подстраивать целевое образование для взрослых, рассказал министр благосостояния Улдис Аугулис:

«То, что необходимо и для обучения, для тех, кому необходимо повышение более низкой образовательной квалификации, и попытки привлечь также длительно безработных, людей с инвалидностью — потому что в первую очередь нам нужно взять ту рабочую силу, которая у нас сейчас имеется.

Но там не только прогнозы по рынку труда — там, конечно,

и в налоговой системе необходимы изменения касательно уплаты налогов, подоходного налога с населения. Потому что, например, человек с инвалидностью — он, возможно, не может полный день работать, у него неполный рабочий день, а налоги над заплатить со всей минимальной [зарплаты]».

Одним из первых дел станет объединить под эгидой Минэкономики всю работу по прогнозированию ситуации на рынке труда. И в краткосрочном разрезе (как заполучить работников сейчас — этим ведает Госагентство занятости, подчиненное Минблагу), и в долгосрочном. Это включает в себя и прогнозы о том, кто у нас будет трудиться десятилетия спустя — с соответственным направлением образования в нужное русло. За всем этим будет следить специально созданный Совет по развитию человеческого капитала, которым будут руководить министры экономики, благосостояния и образования. Замгоссекретаря Минэкономики по вопросам управления человеческим капиталом Янис Салминьш пояснил:

«Мы формируем этот госзаказ, этот запрос, и опираясь на аналитику и нужды Латвии для средне- и долгосрочного развития, и, конечно, заслушивая предпринимателей, предпринимательские организации об их нуждах. Так что первично — развитие страны, более высокие доходы населения Латвии, лучше рабочие места,

и, конечно, реструктуризовав рынок труда, нам также придется считаться с тем, что будут эти дефициты, и нужно говорить о вопросах миграции».

Сейчас для работодателей уже облегчены возможности ввезти рабочую силу из третьих стран, больший акцент делается на ответственности самих работодателей. Действующие нормы планируется еще дополнить более точными санкциями для недобросовестных работодателей, трудоустраивающих гастарбайтеров. Сейчас в условном черном списке числится 80 предприятий.

«Мы больше запретов на самом деле налагаем на те, кто пригласил, и работник здесь находится, но ему не платят зарплату — такую, какую предусмотрено ему платить. Это те, с кем, мы больше всего боремся. Задача работодателя — информировать, если произошло так, что работник исчез. Такое не исключено, и это еще не значит, что мы работодателя сразу внесем в список тех, кто не может приглашать — определенно нет», — сказала начальник Управления по делам гражданства и миграции Майра Розе.

Чаще всего нарушения в найме рабочих из третьих стран констатируют в сфере строительства и грузоперевозок. Именно там больше всего гастарбайтеров и трудится.

В Латвию ежегодно приглашают порядка 20 тысяч гастарбайтеров — в основном разрешения на работу получают граждане Узбекистана, Беларуси, Украины, России и Индии. Но в эту статистику не попадают те, кто получал разрешение в соседних странах, а командирован в Латвию. Нередко предприниматели так делают, поскольку выполнение латвийских требований по найму иностранцев обходится им дороже, ведь здесь нужно платить зарплату не ниже средней по стране, от 1373 евро — независимо от сферы занятости работника.

Впредь предусмотрено, что гастарбайтерам нужно будет платить среднюю по отрасли зарплату — но в Минэкономики считают, что все равно даже после пересмотра требований и сокращения бюрократии большого притока рабочих из-за границы ожидать не приходится. Однако местным предпринимателям станет немного легче привлекать кадры. Как отметил глава Минэкономики Виктор Валайнис, не секрет, что в Латвии экспортеры порой не могут запустить новую производственную линию лишь потому, что на ней некому будет работать, поэтому нужны решения со стороны государства.

Как писал Rus.LSM.lv, (не)доступность квалифицированной рабочей силы стоит на первом месте в списке критериев, с  которым подходят к латвийскому рынку потенциальные инвесторы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное