Для части гастарбайтеров Латвия может оказаться лишь перевалочным пунктом — глава службы занятости

В последнее время работодатели все громче призывают упростить условия для привлечения работников из третьих стран. Этот вопрос находится и в поле зрения правительства. Однако часто конечной точкой назначения гастарбайтеров оказывается вовсе не Латвия. Поэтому, решая об упрощении процедуры, надо ответить на вопрос о том, каковы цели: ввезти граждан третьих стран или найти нужных работников — об этом глава Госагентства занятости (ГАЗ, NVA) Эвита Симсоне сказала в передаче Латвийского радио Krustpunktā.

За девять месяцев этого года года Управление по делам гражданства и миграции выдало немного более 13 тыс разрешений на работу гражданам третьих стран, сообщила в передаче представитель миграционной службы Мадара Пуке. Больше всего разрешений в последние годы выдается представителям строительной, транспортной отрасли и специалистам информационных технологий.

При этом аннулированы 7 тыс разрешений, в основном относящихся к тем же отраслям. Чаще всего аннулируют из-за того, что работник прекращает трудовые отношения, найдя в другой стране работу с большей зарплатой, сообщила М. Пуке.

Рассуждая о возможных изменениях в привлечении иностранных работников, глава Госагентства занятости Э. Симсоне отметила, что довольно широкая дискуссия идет о том, надо ли регистрировать вакансию в ГАЗ. «Часто работодатели упоминают это как на отягощающий фактор. Но прежде всего

надо ответить на вопрос, какова цель: ввести людей из третьих стран или найти нужных работников. Если главная цель найти работников, то регистрация вакансии в NVA не должна быть препятствием»,

— считает она.

На самом деле можно изменить подход, отказавшись от требования держать объявление о вакансии определенное количество дней, но сделав так, чтобы работодатель сотрудничал с госагентством и использовал его услуги.

«Не должно быть ситуации, с которой нередко сталкиваемся, особенно в сфере грузоперевозок, что у нас размещают большое число объявлений о поиске водителей грузовиков с предложением средней по стране зарплатой, которая при этом отличается, когда работодатель ищет водителей на местном рынке», — сказала Симсоне.

По ее словам, когда NVA пытается направить клиентов к лучше оплаченным вакансиям, внезапно оказывается, что ни по электронной почте с работодателем нельзя связаться, ни по телефону. Из этих случаев в госагентстве делают вывод, что «главная цель — не поиск работников, а ввоз граждан третьих стран», сообщила Э. Симсоне.

«Работодатели приводят аргументы, что эти люди более мотивированы работать и готовы работать больше часов, поскольку у них тут нет семей… Насколько эти аргументы верны, отдельный вопрос»,

— поделилась она сомнениями.

При этом Госагентство занятости в последние пару лет лицензирует предприятия, которые предоставляют услуги устройства на работу.

«В основном лицензии берут, чтобы можно было использовать так называемую отправку работника.

В Латвию ввозят большое число людей из третьих стран. Вопрос в том, сколько из этих 13 или 20 тысяч попадают на латвийский рынок труда и сколько уезжают из Латвии дальше.

Мы сталкивались и с недовольством других стран ЕС из-за того, что работники из третьих стран с несоответствующими навыками попадают на рынк труда других государств с латвийскими рабочими визами», — рассказала глава ГАЗ.

Она считает, что Латвия зачастую не является целью таких иностранцев.

Председатель Латвийского профсоюза строительной отрасли Мартиньш Дунскис рассказал, что рабочую силу из третьих ввозят и сейчас, и, по его словам, нет повода говорить о смягчении требований. «Есть нехватка работников, но речь не идет о многих тысячах», — заверил он.

Руководитель же Аналитической службы Минэкономики Даце Зиле отметила, что в Латвии с сокращением населения особенно быстро уменьшается и число трудоспособных. Но в первую очередь надо думать о трансформации экономики: работодателям надо думать, как создать более высокую добавленную стоимость с доступными им ресурсами, надо использовать внутренний потенциал. Если работодатели предлагают конкурентоспособные зарплаты, рабочую силу можно без проблем привлечь и из стран Евросоюза.

«Можно смотреть также в сторону системы квот. Но вопрос, как их распределять, регулировать ли административно, определяя отрасли, где регулирование будет проще. Но тогда будет очень сильное лобби в Сейме и дискуссии о том, почему одним отраслям условия упрощены, а другим нет. Средняя зарплата по стране — разумный критерий [при ввозе работника из третьих стран]» — сказала Зиле.

Ранее новый министр экономики Виктор Валайнис признал, что в Латвии необходимо упростить процедуру ввоза работников из третьих стран, чтобы нашим работодателям было удобно приглашать их напрямую и без ухищрений. На этом настаивают предпринимательские организации; в июле президент Латвийской конфедерации работодателей, предприниматель Андрис Бите заявил, что в Латвии фактически нет безработицы. А в Банке Латвии незадолго до этого подсчитали, что в Латвии может быть более 70 тыс человек, которые могли бы работать, но по каким-то причинам этого не делают.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное