Десять картин классика Розенталя: «Искушение»

Обратите внимание: материал опубликован 8 лет назад

В преддверии 150-летия классика латышской живописи Яниса Розенталя (страна отметит его 18 марта) Латвийское радио подготовило рассказы о его лучших картинах. Искусствовед Инта Пуяте рассказала, что к библейскому сюжету соблазнения Евы змием художник неоднократно обращался в течение всей творческой жизни.

«В настоящее время известны три варианта, хранящиеся в Художественном музее», — поясняет она.

Библейский мотив искушения был для Розенталя очень значимым: «Ему интересно было показать, каким же образом змию удалось соблазнить Еву. Об этом факте я узнала из воспоминаний дипломата Карлиса Зариньша».

В первом варианте картины, созданном примерно в 1899 году, Ева изображена еще боязливой.  

«Во втором варианте, нарисованном в 1909 году, Ева уже не настолько отторгающая, и она уже готова принять запретный плод, — говорит Пуяте. — Но лучший вариант написан в 1913 году, и в нем Розенталь изобразил змия с женской головой. Это традиция, которая уходит корнями в эпоху Возрождения и видна в работах других художников конца XIX века.

Мы как будто даже слышим слова, которые змий-искуситель нашептывает Еве, побуждая ее действовать: «Вы смертию не умрете, но Богу ведомо, что в тот день, когда отведаете этого плода, глава ваши откроются, и станете вы как боги, познавшие добро и зло»».  

Композицией своей картины Розенталь, по словам искусствоведа, показывает, что Ева уже готова пасть жертвой искушения: даже хвост змия уже охватывает ее фигуру. А впечатление, что действие происходит в благоуханном райском саду, создается изобилием слегка мерцающих красок, отмечает Пуяте.

Карлис Зариньш писал, что в годы Первой мировой войны художник (Розенталь в 1915-м эмигрировал с семьей в Финляндию и на родину уже не вернулся) написал еще одно «Искушение». И окончив картину, заявил: «Теперь и умирать могу, потому что мне удалось показать всё, что я хотел».  

«К сожалению, нет более поздних свведений о той картине. Известно лишь, что она находилась в собственности Зариньша», — отмечает искусствовед. Дипломат Зариньш жил в Лондоне, и картина затерялась — неизвестны даже ее репродукции. Остается надеяться, что она где-то сохранилась. 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное