Украинская художница: «Мы должны победить — иначе это было бы огромное предательство»

Украинка Екатерина Баранова в Латвии — практически с самого начала российской агрессии в Украине. Она сама из Киева, приехала сюда с двумя детьми. Разумеется, переживает из-за того, что происходит на ее родине. Но, видимо, природный оптимизм помогает жить дальше — несмотря на многочисленные сложности. На днях художница открыла свою персональную выставку в студенческой галерее BiArt, что на втором этаже Балтийской международной академии. Свою экспозицию она назвала «Радость сердца».  

Это — оригинал материала на русском.
Версію українською можна знайти тут.

— Екатерина, начнем все же с печального... Как вы приехали в Латвию?

— Я приехала с двумя детками — дочке уже 16 лет и сыну 8. А приехала в Латвию после 24 февраля 2022 года. Я помню то утро, было четыре утра, еще темно было, и как-то бахает. Неужто салют? Но потом поняли, что этот гул по земле идет, и дома дрожат. Это очень страшно. Состояние какое-то непонятное, думаешь: вот сейчас все закончится, сейчас все решат... Начали все друг другу звонить, но мобильная связь, естественно, не работала полдня, потому что на нее была очень большая нагрузка, тяжело было до кого-то дозвониться. И еще долго надеялась, что сейчас все закончится, но неделя, вторая — ничего не заканчивается.

Может, если бы не дети, я бы осталась в Киеве... Но там, где я жила, не было бомбоубежищ, потому что район спальный. Там даже сирен к тому времени не поставили.

Можно было спуститься в подвал нашего дома, но они там маленькие, с низкими потолками, сырость, не приспособлены для таких случаев. Некоторые прятались в подземных переходах, но особенно долго с детьми там не посидишь, потому что погода была прохладная, вот как сейчас в Риге.  

Я поняла, что надо с детьми уезжать. На тот момент брат у меня как раз отдыхал в Египте, он 25 февраля должен был вернуться, но самолеты все перекрыли. Через две недели я решаюсь ехать и он мне позвонил: «Давай я тебе помогу, встречу». И я поехала... Это трудно вспоминать.

— Многие рассказывают, что дорога из Украина в Европу была тяжелой, у некоторых чуть ли не целый месяц.

— У меня было намного быстрее, но было все равно очень тяжело, потому что поезд был забит. Я очень боялась потерять детей, дочка чересчур перенервничала. Зайти в поезд было проблематично, все давились. Мы ехали девять часов стоя, и в вагоне было настолько плотно, что невозможно было присесть, даже на вещи. Стояли и женщины в положении, теряли сознание, их старались привести в чувство. А ничего сделать не можешь... В тот же туалет сходить — это было отдельное целое путешествие.

Во Львове нас ребята встретили очень оперативно и сердечно, было очень трогательно до глубины... Там уже по всему городу были волонтеры с мобильной связью, принимали, чтобы мы могли поесть и выспаться. Двое суток во Львове — и дальше поехали, в Польшу.

— Почему выбрали именно в Латвию?

— Это все связано с моим братом. Я жила там два дня, когда он позвонил: «Я лечу к тебе, и будем решать, что делать дальше». Он прилетел, снял гостиницу, которую трудно было найти, все было занято, даже за деньги. Потом мы поехали в Зелену Гуру — очень красивый городок на окраине Польши, но там тоже было все занято...

У брата есть друг в Украине, у которого, в свою очередь, его брат живет в Латвии. Мы ему позвонили, он сказал: «Приезжайте, потому что здесь есть жилье, его много». Сказал, что в Латвию еще нет такого потока беженцев, можно найти работу и как-то адаптироваться. Была потом возможность в Германию поехать, но мы выбрали знакомых в Латвии.

Приехали с братом в Ригу, нас встретили. Сняли квартиру, работу поначалу не искала, потому что думала, что месяца через два-три все равно домой вернемся. Да и поработать немного, а потом сказать «до свидания» — некрасиво, я считаю. Потом брат побыл здесь до конца лета и вернулся в Украину. Он работает там, как и мой второй брат там.

— Кем вы работаете в Латвии?

— Флористом. Это моя первая и основная профессия, и она меня всегда спасала.

Я закончила лицей по фитодизайну и этим всегда зарабатывала — на праздничных мероприятиях, свадьбах. Никогда не думала, что такая востребованная профессия все-таки — у меня много знакомых девочек, которые сейчас в разных странах и зарабатывают этим.

— Расскажите о вашей выставке в Балтийской Международной академии.

— Это, получается, уже вторая моя персональная выставка здесь. Все благодаря фейсбуку, где есть, например, группа «Украинцы в Латвии» — мы там общаемся, делимся информацией. И там появилась информация, что приглашают участвовать художников в мероприятии в «Квартале улицы Таллинас» в Риге. Позвонила, спросила... У меня на тот момент еще новых картин здесь не было, так я карандашом и акварелью стала писать работы. И через границу привезли еще мои работы. Одну отсюда даже в Данию продала в результате. Спасибо Кире, организатору выставок, а также пианисту и композитору из Латвии Лео Лобреву, с которым мы организовали то событие — замечательный интересный парень.    

А нынешняя выставка называется «Радость сердца». Такое название, несмотря ни на что, потому что это — яркое. Что бы там ни было, сердцу должно быть тепло.

Я понимаю, что очень много всего случается, происходит, очень многое огорчает до глубины души, но все равно человек должен сохранять сердечность. Иначе все это это очень сильно огрубляет человека, озлобляет.

Семнадцать акриловых работ и плюс акварели. На фольклорные, народные темы. Позитивные и яркие. В каждую картину я вкладывала свой смысл, чувства. Детям очень нравится, но мне нравится, как и взрослые реагируют на мои картины. Выставка открыта до 15 января — приходите!      

— Несмотря на хороший момент с выставкой, тяжело с двумя детьми одной в незнакомом государстве?

— Тяжеловато. Потому что надо жизнь заново начинать, все оставить. А в Украине остались родные, и что будет дальше — не знаешь. Одно дело, если бы приехала сюда в мирное время, другое дело сейчас, когда давление всего ощущается. Это трудно объяснить одним словом.

Родные в Украине не знают, как надолго это все затянется. Хотя сейчас уже там защищают небо, намного лучше, чем в первые дни, конечно. Но люди продолжают жить, и Киев живет, работают.

Надо жить дальше — это психология. А моя дочь поступила здесь учиться на ветеринара, за полгода выучила латышский, сдала на категорию А1.  

— Есть надежда или уверенность, что Украина победит?

— Конечно! Иначе это было бы как огромное предательство. И так думают очень многие мои знакомые украинцы во всем мире. Нет хода назад, так что мы просто обязаны победить.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное