Французское кино и вечный поиск нового в гобеленах Эгила Розенберга

Старинное искусство гобелена и — современные материалы, совершенно неожиданные в ткачестве и дающие интересный визуальный эффект. Узоры под стать — это гигантские микросхемы, уж простите за оксюморон. Есть и несколько работ давнего цикла «Шрамы». Всё вместе — прекрасная выставка «Трансфигурация», только что открывшаяся в главном зале Лиепайского музея. Работы одного из самых известных латвийских мастеров гобелена завораживают и дают простор для фантазии.

Это вторая большая выставка творений художника по текстилю Эгила Розенберга в Лиепае за последние годы. Впрочем, его выставки просто не могут быть маленькими — работы крупноформатные, им нужен простор!.. В прошлый раз (почти семь лет назад!..) Мастер привозил роскошные «Рефлексии». И уже тогда рассказал Rus.LSM.lv, что начал работать над новой выставкой, которую собирался показать публике в 2018 году.

«Там будет совершенно новая тема, раньше склонялся к названию «Конверсия», теперь больше нравится «Магнитный резонанс». Вроде понятие и знакомое, но сколько в нем внутреннего смысла! В новых работах буду использовать только современные материалы — никакой шерсти, только полипропилен, полиэстер, капрон, магнитофонные и видеомагнитофонные ленты. Отсюда и название. Материал, который был так характерен для моего времени, уходит, теперь совсем другие информационные носители. И мне хочется сохранить его в орнаментальном виде. Когда-то были классицизм, барокко, другие стили, а что характерно для нашего времени? Эти знаки времени я сейчас и ищу. Новая выставка станет отражением современной электронной среды и ее стремительного развития. На этой выставке есть и эскизы будущих работ», — рассказал Эгил Розенбергс в начале 2017 года.

Вскоре мастер представил ее в Риге, в купольном зале Латвийского Национального художественного музея. Название в итоге дал совсем другое — «Трансфигурация». Потому что это действительно «метаморфоза» и даже «преображение» во вполне библейском смысле, ведь автор и материал преображает, да и сам постоянно, уже больше полувека, меняет техники, материалы, стили работы.

«Здесь часть того, что видели рижане, но есть и новые работы. Тема меня очень увлекла и в последние годы я усердно над ней работаю. Это поиск знаков времени, типичной символики моего поколения — того, с чем мы выросли. И это — развитие индустрии электроники и всего, с ней связанного. Мне захотелось превратить это в художественные работы. Так что нисколько не скрываю, что вдохновляюсь «начинкой» электронной аппаратуры — микросхемами. Другой важный момент — хотелось показать совершенно новые материалы», — рассказал Эгил Розенбергс.

В общем, Мастер, как и собирался, отказался от привычных для ткачества шерсти и прочего и обратился к материалам современным.

«У меня дома собралась большая коллекция видеокассет. Никто их не смотрел давно и я решил пустить их в дело. Оказалось, что из них отлично можно ткать! А потом мне пришел на помощь Институт культуры Франции, он передал мне всю свою коллекцию фильмов, больше сотни кассет — этого мне хватило на большую выставку. Так что здесь перед вами не просто гобелены, а французское кино. Потому и работам я дал названия в честь снятых во Франции фильмов», — рассказал мастер гобеленов.

На стенах большого зала Лиепайского музея есть «Пятый элемент», «Звездная пыль», «Два солнца», «Синий — самый тёплый цвет», «Скромное обаяние буржуазии», «Опасные связи», «Набережная туманов»… Есть на выставке и несколько работ из цикла «Шрамы», одна из них точно была на прошлой лиепайской выставке. Но сейчас другой зал, другое освещение и работа смотрится иначе. Всего на выставке 16 гобеленов.

Соткать такой гобелен — задача не из простых. Сначала мастер рисует эскизы, и выбирает из множества вариантов тот, который хочет соткать. Потом надо нарисовать будущий гобелен в натуральную величину (а это квадратные метры!) и начинает ткать. Воплотить рисунок в гобелен — это примерно три месяца работы. Художник никогда не сидит в ожидании прилета музы — говорит, что главное, чтобы были идея и подходящий материал, а «когда начинаешь работать, муза обязательно появится и будет порхать поблизости».

Эгил Розенберг не раз выставлялся за пределами Латвии, его работы можно увидеть в разных уголках мира, где его искусство оценивают очень высоко. Вскоре предстоит очередная поездка.

«Здесь — ядро или основа моей следующей большой выставки, которая в следующем году будет представлена в Канаде, в галерее Оттавы. Очень хорошая галерея. Покажу больше работ, чем здесь, будут и новые», — рассказал Мастер о планах.

Но это будет потом. А пока — можно неспешно ходить по залу музея от одного гобелена к другому. Любоваться огромными «микросхемами». Ощутить себя крошкой-электроном внутри большой вычислительной машины — из тех, которые были на заре развития электроники, размером с огромный зал. Магнитофонные ленты, ставшие основной гобеленов, блестят и искрятся — будто звезды в глубоком космосе. Вызывают смутные ассоциации со старыми фантастическими фильмами. А вот узор чем-то напоминает рисунки, оставшиеся нам в наследство от древних цивилизаций Южной Америки… Все работы — море смыслов и ассоциаций, у каждого зрителя наверняка свои будут.

Выставка гобеленов Эгила Розенберга «Трансфигурация» (Transfigurācija) в Лиепайском музее открыта до 21 января 2024 года.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное