Лиепая, единственная точка на карте, в 1919-м не ставшая красной

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

«Имя Лиепаи, Либавы, Либау тогда звучало далеко за пределами Латвии. Это была единственная часть на карте Латвии, не закрашенная красным». Так сказал на презентации книги Латвийского национального архива в Лиепайском музее один из ее авторов-составителей профессор истории Эрик Екабсонс.

Речь идет о солидном томе «Борьба за свободу: Латвийская война за независимость (1918-1920) в латвийских государственных исторических документах. Часть I. 18 ноября 1918 года — 16 апреля 1919 года». Книга посвящена первому главнокомандующему латышских национальных военных формирований полковнику Оскару Калпаксу. В ней собрано 190 документов из Латвийского национального исторического архива, они относятся к самому началу существования Латвийской Республики. Информация о том, что происходило тогда в Лиепае и ее окрестностях — именно сюда в первых числах января прибыло Временное правительство Латвии, и Лиепая на полгода стала столицей, здесь располагались иностранные миссии, и здесь произошел апрельский путч, которым первый том и завершается. Есть в сборнике и хроника событий, и подробный именной указатель. Как отметили авторы-составители, интересных документов в архиве — гораздо больше, чем вошло в первую часть книги, и выбрать их оказалось непросто.

Профессор Эрик Екабсонс рассказал о миссиях стран-союзников в Лиепае в тот период. А ведь здесь находились еще и немецкие оккупационные власти, по Лиепае маршировали и литовские войска.

То, что происходило в Лиепае в то время, «отражало тот невообразимый хаос, нестабильность и сложность положения Временного правительства».

Многие высокие чины Латвии — министры в том числе — фактически бежали за границу. Они уезжали, чтобы попросить помощи у иностранных держав — думая, что и Лиепая вот-вот падет. К марту все стало как-то налаживаться, правительство устанавливало связи с северной частью Латвии, рассылало распоряжения... Лиепая действительно была столицей, центром, откуда работало правительство. И здесь действовали представители других государств, конкретно — стран Антанты, Великобритании и США, а позже, с мая, и Франции. В 1919-20 гг. и вплоть до 1922 года американские миссии, в первую очередь, гуманитарные, были представлены в Латвии наиболее широко.

Зачем вообще понадобилось представителям стран-союзниц отправлять своих представителей в Лиепаю? В Латвию, которая еще не была признана в это время? Их интересовали процессы, происходящие в бывшей Российской империи, на тот момент — Советской России, и отделившихся от нее территориях. Конечно, они опасались, что большевизм распространится по Европе дальше, об идее мировой революции все были наслышаны. В общем,

в Лондоне, Вашингтоне и Париже решили, что нужна информация из «опасной зоны», что за ситуацией надо наблюдать. И они отправили свои миссии в «горячую точку».

Первыми стали британцы. В первых числах марта в Лиепаю прибыла британская военная миссия под началом майора Аугустина (Остина) Кинэна (Keenan). Точней, как отметил Э. Екабсонс, этот офицер разведки всюду — и в первом томе книги тоже — фигурирует под именем Альфреда. В документах указывался только инициал и британскому разведчику приписали неправильное имя. Но недавно профессор Екабсонс сумел найти в британских архивах настоящее имя майора Кинэна, и уже во втором томе книги  он будет фигурировать под ним. Почему этот человек так важен? Потому что именно он сразу стал регулярно отправлять в Лондон детальные отчеты о военных событиях. Как на фронтах Курземе, так и — по мере своих возможностей — о событиях в Эстонии, и дальше, в Петрограде и окрестностях. Лондон в тот момент больше всего интересовало, удастся ли остановить, и, возможно, ликвидировать, власть большевиков в России. Кинэн контактировал и с генералом Рюдигером фон дер Гольцем, военным губернатором немецких оккупационных сил. И конечно, поддерживал отношения с Временным правительством. «В 1919 году на него смотрели, как на спасительную соломинку, своего рода волшебную палочку, которая способна обеспечить независимость», — отметил Э. Екабсонс. Но Кинэн был не единственным.

Была и американская миссия, чьи интересы в Латвии были немного другими, чем у англичан. Американцев, в первую очередь, волновало, что возникнет на бывшем пространстве Российской империи с точки зрения экономики. Но политическая ситуация так или иначе беспокоила всех. Тут профессор процитировал некоего очевидца тех событий — мол,

даже трудно представить, насколько всё перемешалось в Лиепае, у всех свои интересы — социалистов и буржуазии, немцев и евреев... А еще и думу избрали, причем очень пеструю. И — острая социальная ситуация.

Были трудности с продовольствием, в городе работали четыре суповые кухни, без них вообще не выжили бы. В феврале-марте выдачу хлеба сократили с четырех до трех фунтов в неделю — с 1,6 до 1,2 кг. Это очень мало. Суповые кухни урезали порции. Американцы и британцы тогда говорили, что надо спасать эту территорию от большевиков и единственный путь — обеспечить людей продовольствием. И вот 2 апреля, после долгих переговоров в Париже, в Лиепайский порт прибывает первый американский корабль с продовольствием.

«Колоссальный пример, который показывает, как хлеб может использовать в политических целях — это то, что Улманис пытался на день задержать начало раздачи хлеба, чтобы увеличить свою популярность, чтобы получилось так, что это заслуга его правительства». Но это было уже накануне переворота. Раздача хлеба до путча так и не началась, а тот задержал ее еще больше. Ведь у власти оказались немцы, американцам было не с руки в таких условиях раздавать продовольствие. В общем, гуманизм победил, хлеб отдали самоуправлению города, и оно уже устроило его распределение.

Второй автор-составитель книги, доктор истории Янис Шилиньш, представил интереснейший доклад «Несостоявшийся военный поход: полковник Янис Апинис и план освобождения Лиепаи в конце апреля 1919 года». Как ясно из названия, полковник хотел совершить контр-переворот и вернуть власть Временному правительству. Интрига потрясающе интересная, в ней смешалось всё — пассивное поведение немецких оккупационных властей, неосмотрительность некоторых латвийских военных, запрет Улманиса действовать, который связан полковнику Апинису руки... Но Янис Шилиньш — постоянный автор Rus.Lsm.lv, и обещал сам обо всем написать. Так что эти несколько строк можно расценивать как анонс.

Сборник документов «Борьба за свободу: Латвийская война за независимость (1918-1920) в латвийских государственных исторических документах» запланирован в четырех томах. Во втором томе будут документы о перевороте 16 апреля, о пароходе «Саратов», на который перебралось Временное правительство и далее, до событий июля 1919 года. И снова Лиепая окажется в центре внимания.  Презентация второй части состоится в ноябре. Третий том будет посвящен бермонтиаде, четвертый — освобождению Латгалии.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное