Редкие жители Латвии разрешают использование их органов после смерти

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Очень часто звучат публичные призывы безвозмездно сдавать кровь для спасения сограждан – и они находят отклик у общественности. Но дискуссии о пожертвовании посмертно органов для трансплантации происходят куда реже – это тема более сенситивная, отмечает Latvijas radio. В результате в Управление гражданства и миграции (это именно туда нужно подавать соответствующее распоряжение) обращается очень мало людей.

После смерти человека, если он не оставил такого распоряжения заблаговременно в УДГМ и перед смертью не подписал никаких документов на этот счет, медики принятие решения возлагают на родственников умершего, при этом стараясь узнать не их позицию, а то, какие взгляды выражал  сам покойный при жизни. Чтобы избавить близких от таких тягостных расспросов в и без того трудный для них момент, любо житель Латвии может оставить соответствующее распоряжение в УДГМ, чтобы заранее было понятно, можно ли производить забор его органов для трансплантации.  

По словам замначальника УДГМ Улдиса Апситиса, такие заявления принимаются уже давно, с 2002 года. Но за 16 лет их подало всего 2500 человек. Из них 1205 разрешили изъятие своих органов и тканей,  а 1293 – запретили. Поскольку в Регистре жителей содержатся сведения о 2 миллионах лиц, получается, что заявления подало 0,01% населения, пояснил Апситис. Активнее пишут заявления женщины и люди обоего пола в возрасте 26-50 лет (причем мужчины этого возраста чаще выражают запрет, а женщины – согласие на донорство органов посмертно).  

Айвар Табунс в конце прошлого года остался без одной почки – пожертвовал ее родной дочери. Он критически относится к тому, что сограждане не оставляют конкретных распоряжений по поводу посмертного донорства органов, перекладывания принятие столь серьезного решения на плечи безутешных близких, а всю тяжесть объяснений – на врачей. Это создает огромный стресс для тех и других. А ведь достаточно просто зарегистрировать заявление, говорит он.  

Как раз из числа таких медиков – анестезиолог-реаниматолог Эва Штейна. Это ей приходится звонить родным покойных и сообщать о смерти близкого человека. И вслед за этим – спрашивать, как быть с телом, можно ли изъять органы, которые, возможно, спасут кому-то жизни, спрашивать, что сам человек при жизни думал об этом, как относился к донорству органов. Родственникам приходится принимать решение в крайне драматичный для них момент. 

Между тем, данные в регистре надежно защищены, говорит Штейна: «Доступ к регистру есть у лимитированного круга людей. Каждый вход легко проверить, обоснован ли он. В связи с чем это бытующее представление, будто на этапе пребывания в «скорой помощи» или в приемном покое кто-то якобы может свериться с регистром и намеренно не оказать помощь – это невозможно». 

Подача заявления в УДГМ – бесплатна. Решать, как именно распорядиться своим телом после смерти – личное дело каждого. Зато, каким бы ни было решение – одним болезненным моментом в жизни родных, которые когда-то потеряют заявителя, окажется меньше.    

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное