Госконтроль: латвийцы не заботятся о своем здоровье — и это тоже причина проблем в лечении рака

Смертность от рака в Латвии самая высокая не только среди стран Балтии, но и среди всех стран ЕС. Госконтроль провел объемную ревизию системы лечения онкологических заболеваний в стране. Ее результаты печальные, у Латвии, а значит и у всех раковых пациентов, огромные проблемы. Минздрав не в состоянии обеспечить диагностику рака на ранней стадии и компенсацию необходимых медикаментов. Львиная доля лекарств, которые государство компенсирует не соответствуют международным клиническим рекомендациям. «Зеленый коридор», разработанный для быстрой диагностики рака в случаях подозрения, на деле – совсем не зелёный. Пациентам приходится ждать по полгода. О выводах ревизии в программе «Новый день» рассказала член совета Госконтроля Майя Аболиня.

Латвия не обеспечивает раннее выявление рака и компенсацию необходимых пациентам лекарств — Госконтроль

Меры, которые принимает Минздрав, не обеспечивают своевременную диагностику онкологических заболеваний — а медикаменты, которые нужны пациентам с конкретными диагнозами, государство оплачивает далеко не всегда. Список компенсируемых лекарств от рака в Латвии лишь частично отвечает международным рекомендациям. Это оказывает серьезное негативное влияние на здоровье нации, и его показатели долгое время не улучшаются, пишет Госконтроль в заключении по итогам ревизии.

- Онкология в Латвии уже долгие годы является приоритетной сферой здравоохранения. Но показатели здоровья общества ни в онкологии, ни в других сферах – к сожалению, не улучшаются. Это видно из статистики. Фокус нашей ревизии был на трёх областях. Онкология – это борьба со временем. Ранняя диагностика имеет решающее значение. Второй блок связан с доступностью данных в онкологии. Конкретнее – связан с проектом регистра рака. Эти данные нужны для всего. Чтобы планировать бюджет, развивать систему, исследовать. И третья группа вопросов – проблематика компенсируемых медикаментов. В целом выводы суровые – большая часть из всего этого в Латвии не работает эффективно. Закономерно, что результаты не улучшаются/

- Кто виноват в том, что ничего не работает?

Во-первых, система, как таковая, существует, она формировалась исторически и нельзя отрицать, что это происходило в ситуации ограниченных ресурсов. Из года в год что-то добавляли, но это очень фрагментарный подход. Но есть и такие вопросы, где мы видим недоработки. Например, тот же проект регистра рака. В 2022 году на создание этого конкретного регистра выделено 1 млн 600 тыс. евро. Видение проекта было абсолютно ясным. Но в том же году, уже после начала нашей ревизии Министерство здравоохранения, Национальная служба здравоохранения и Восточная больница, которой и было доверено реализовать этот проект, пришли к выводу, что больница, оказывается, вообще не в праве это делать.

И вопрос – как могла вообще создастся такая ситуация? Без всякого сомнения из-за этого проект вернулся даже не на нулевую отметку, а упал еще ниже. Деньги перераспределили на что-то другое. Больница купила конкретное медицинское оборудование за 900 тыс. евро.

Еще, говоря о том, кто несёт ответственность, нужно упомянуть участие самого общества в заботе о своём здоровье. Все данные указывают на то, что участие пациента и даже людей, которые еще не стали пациентами, в уходе за здоровьем - на очень низком уровне.

Так что и общество должно взять на себя часть ответственности. 

Первый врач, которого пациент должен регулярно посещать, даже если нет никаких жалоб – это семейный врач. Чтобы убедиться в том – нет ли каких-либо невидимых проблем. 

Обязанность семейного врача раз в год проводить профилактический осмотр всех своих взрослых пациентов. И тут каждый из нас может оценить – как часто мы систематически раз в год посещаем семейного врача?

Понятно, что, учитывая низкую вовлеченность со стороны пациента – семейный врач первый, у кого есть власть и возможность создать эту культуру участия и призвать пациентов на проверку. В ревизии мы анализировали вопросы нагрузки практик семейных врачей, пришли к выводу – что нет такой практики, систематически следить кто был на проверке, а кто нет. И кого следует мотивировать проходить специфические онко-скрининги. Шейки матки, груди, кишечника, и простаты по достижению определённого возраста.

- Есть претензии к работе так называемого зелёного коридора?

- Зелёный коридор в Латвии появился в 2016 году. Целевая группа – пациенты, которым еще не поставлен онкологический диагноз. У которых есть подозрение на рак. Цель этого инструмента - как можно быстрее установить диагноз и начать лечение. 

В таких случаях пациент должен попасть на обследование вне очереди - в течение 10 рабочих дней. За этим следует еще ряд обследований и в общем до постановки диагноза должно пройти не более 65 дней. Но в Латвии это время в среднем 195 дней. То есть в три раз дольше.

В ходе ревизии мы обнаружили, что через зелёных коридор обследования получают и те пациенты, которым уже установлен диагноз. Мы не отрицаем, что пациентам и после постановки диагноза тоже нужны эти услуги, но это показывает ситуацию – 92% обследований в рамках зелёного коридора проводят пациентам с диагнозом. Поэтому те, у кого есть подозрения на рак, не могут попасть на обследование вовремя, как это подразумевает закон.

- Как обстоят дела с доступностью в Латвии инновационных медикаментов?

- Мы часто слышим дискуссии о доступности в Латвии инновационных медикаментов, но, говоря о компенсируемых медикаментах, нам еще нужно решить самые основные проблемы. Мы оценивали, есть ли в Латвии возможность обеспечить всех онкологических пациентов хотя бы самым базовым лечением. Независимо от диагноза. Мы сотрудничали с экспертами, и как отправную точку использовали клинические рекомендации европейского уровня, которые используют врачи-профессионалы в процессе лечения. Сколько из тех медикаментов, которые Латвия компенсирует, отвечают этому всеобщему стандарту? Выводы драматичные.

Базовым европейским требованиям в Латвии соответствует лишь лечение опухолей яичников и неметастатический рак кишечника.

Все остальные диагнозы мы лечим либо медикаментами, которые не отвечают европейскому стандарту, либо, если нужна комбинация лекарств - она не полная.

- Какие еще недочеты в системе вы обнаружили?

- Больше всего аспектов связаны с компенсируемыми медикаментами. Мы оценили в ходе ревизии также индивидуальную компенсацию. Она касается тех пациентов, которым государство не компенсирует лекарства полностью. Её потолок – немногим больше 14 тысяч евро в год. И здесь мы видим несправедливость. У нас нет списка, в котором бы находились все лекарства эффективные с точки зрения лечения и приемлемые по стоимости. Инициатива – включать или нет лекарство в список для таких пациентов - исходит от самих производителей лекарств.  Пациенты никак не могут повлиять на это. В то же время максимальная сумма, на которую они могут купить лекарства – 14 тыс евро. Для тех же кому, условно, повезло и лекарства компенсирует государство – средняя стоимость медикаментов – 50 тысяч евро в год.

Ну и также – в Латвии самая высокая стоимость лекарств в странах Балтии. И это зависит не только от производителей. У нас в правилах Кабинета министров записана формула – как определяется конечная цена лекарства, за которую государство его покупает. И эта формула уже многие годы не пересматривалась.

У нас нет никакого основания почему она такая, а не иная. На эту проблему уже указывал совет по конкуренции и Организация экономического сотрудничества и развития. И ничего не меняется.

Воли решать этот вопрос, в том числе и на политическом уровне, до сих пор, очевидно не было.

- Наверняка вы дали ряд рекомендаций по итогу ревизию. Кто будет их внедрять и будет ли?

- Госконтроль дал Минздраву 6 объемных рекомендаций. Можно сказать, что это заявки на реформы. И Минздрав обязался эти реформы осуществить. Но, учитывая сложность этих реформ, и, смотря на нынешнюю ситуацию в здравоохранении, мы договорились, что результаты реформ будем оценивать в течение 5 лет. Первые перемены мы ожидаем с 2025 года и до 2028 года. Периодически мы будем следить за тем, начало ли министерство что-то делать, чтобы результаты были. Что должно измениться – зелёный коридор должен заработать эффективно. Должны появиться качественные данные о пациентах, хотя бы в минимальном объёме. И конечно реформа в компенсируемых медикаментах, чтобы они соответствовали международной лечебной практике, и чтобы всем диагнозам был доступен минимум медицинской помощи.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное