Самые важные госпредприятия не будут выводить на биржу — ЛТВ

Несколько последних правительств обсуждали идею котирования акций государственных компаний на фондовой бирже, как это делают Литва и Эстония, но дальше разговоров дело не зашло. Правительство Эвики Силини – первое, включившее в декларацию пункт о котировании акций на бирже. Министерство финансов называет множество преимуществ для латвийского рынка капитала и экономики в целом, тогда как оппозиционные политики видят в этом распродажу наиболее ценных ресурсов государства и передачу прибыли другим. Скорее всего, список компаний, которые выйдут на рынок, будет коротким, поскольку представители коалиции отрицают возможность торговли акциями стратегически важных предприятий, к тому же позиция министерств в целом настороженная.

Оппозиция предостерегает от продажи госпредприятий

«Теперь, когда Национальное объединение (НО) и “Объединенный список” (ОС) со своими возражениями окажутся в стороне, выброшеные из правительства, правительство вскоре сможет отдать и Latvijas valsts meži, и Latvenergo в частные руки», — заявил во время дебатов 15 сентября перед голосованием за утверждение кабинета министров Эвиики Силини депутат от НО Артур Бутанс. С аналогичными обвинениями в скрытой цели приватизации госпредприятий выступил ряд депутатов-оппозиционеров.

Зампредседателя фракции Сейма НО Янис Домбрава сообщил ЛВТ, что «Новое единство» выступало за котирование акций госпредприятий на партийных переговорах летом, подчеркнув, что в список могут быть включены самые стратегически важные предприятия.

«Мы получили ответ, что ни одна компания не исключается [из списка котируемых]. Конечно, нам еще предстоит дискутировать, в каком порядке, что и как, но не скрывалось, что это может коснуться, например, даже Latvenergo», - сказал Домбрава.

Отрицают заинтересованность в продаже акций Latvenergo и Latvijas Valsts meži

В правительственной декларации написано, что «миноритарные акции рыночных публичных компаний будем котировать на бирже». Однако представители партий новой коалиции отрицают, что это может затронуть наиболее ценные и стратегически важные предприятия.

«Конечно, мы определили на политическом уровне, о каких госкомпаниях речь не идет - о Latvijas valsts mežiem, о Latvenergo»,

- подчеркнул министр экономики Виктор Валаинис (Союз зеленых и крестьян, СЗК).

Министр финансов Арвил Ашераденс («Новое единство») также отрицает планы размещения на бирже акций Latvijas valsts meži или Latvenergo, которое в прошлом году оказалось самым прибыльным среди всех латвийских предприятий. Из его слов следует, что вне биржи останутся многие предприятия:

«Компании стратегической инфраструктуры не будут выведены на биржу. Такие как Augstsprieguma tīkls и Sadales tīkls. Так что мы даже не рассматривали такую ​​возможность»,

- сказал Ашераденс.

В Минфине видят ряд преимуществ

Министр финансов заявил, что в целом выход государственных компаний на фондовую биржу может принести ряд преимуществ. В Латвии рынок капитала приходит в упадок, и поэтому он не является потенциальным источником денег для развития предприятий. Еще в мае Минфин поставил перед собой амбициозные цели по развитию рынка капитала, в том числе увеличить общую стоимость акций латвийских компаний на бирже с 3% ВВП до 9% ВВП в 2027 году.

Если оборот на рынках акций Литвы и Эстонии измеряется сотнями миллионов евро, то в Латвии в прошлом год оборот составил всего 11,4 миллиона евро.

Член правления Nasdaq Rīga Лиене Дубава также признает, что предложение на данный момент невелико. «Мы часто слышали упреки в том, что нашим собственным пенсионным фондам некуда инвестировать. Они очень хотели бы инвестировать в латвийскую экономику, в латвийские предприятия, но, к сожалению, этих активов не хватает», - сказала Дубава.

«Вопрос в тактике развития такого рынка капитала. Другие страны Балтии развили его за счет вывода крупных компаний государственного капитала на биржу и частичного котирования на бирже. Нам нужно добиться капитализации хотя бы в один миллиард, и тогда этот рынок заработает. По крайней мере, так сделали на биржах в Таллине и Вильнюсе. Поскольку мы немного опоздали, нам следует достаточно активно продвигаться в этом вопросе», - подчеркнул Ашераденс.

В списке котируемых компаний только Airbaltic

Отказ от стратегически наиболее важных компаний, может привести к тому, что число котируемых предприятий может оказаться небольшим. Ясно лишь с Airbaltic, которому продажа акций нужна, чтобы вернуть государству 250 миллионов евро, выделенные во время пандемии. Компания планирует опубликовать первичное предложение следующей осенью.

Цель привлечения дополнительных средств посредством продажи акций была и у оператора Инчукалнского хранилища природного газа Conexus Baltic Grid. Это записано в стратегиях и самой компании, и крупнейшего собственника, госпредприятии Augstsprieguma tīkls. Начать процесс планировалось с выпуска облигаций, но теперь в Augstsprieguma tīkls говорят, что планы отложены.

«Учитывая высокий спрос на услуги хранилища в 2023 году, у Conexus существенно снизилась необходимость в привлечении дополнительного финансирования в 2024 году, поэтому

Conexus принял решение отложить выпуск облигаций до того момента, когда финансовые рынки стабилизируются и возникнет необходимость в дополнительном финансировании»,

- пояснила в письменном ответе компания Augstsprieguma tīkls, владеющая 68% акций Conexus Baltic Grid".

Чтобы понять, какие предприятия на самом деле можно вывести на биржу, в мае правительство Кришьяниса Кариньша поручило всем министерствам и Рижской думе дать оценку своим обществам капитала. Ответы нужно было прислать до 15 августа.

Министерства осторожны

Минфин обещает отчет о результатах через месяц, однако Ашераденс признает, что отношение осторожное. Также при опросе акционеров крупнейших компаний можно увидеть, что лишь немногие заинтересованы в размещении своих акций на фондовой бирже.

Большинство государственных предприятий находится в ведении Министерства сообщения, в том числе Latvijas dzelzceļš, Latvijas pasts, Latvijas autoceļu uzturētājs и аэропорт «Рига». Возможность привлечения финансирования посредством продажи акций планирует оценить только аэропорт «Рига».

Однако новый министр сообщения Каспар Бришкенс считает, что это могли бы сделать и другие, приводя в пример Ldz Cargo и Latvijas pasts, которые, по его мнению, проигрывают конкуренцию почтовым компаниям Эстонии и Финляндии.

«Однозначно, и в контексте Latvijas pasts можно оценить возможности привлечения внешнего финансирования либо с фондовых рынков, либо с рынка долговых облигаций, так что, и это будет моя позиция как министра, всем способным к экспорту компаниям нашего сектора придется активно искать новые экспортные возможности на внешних рынках», - сказал Бришкенс.

Тем временем Рижская дума ответила Минфину, что планирует выпустить облигации Rīgas ūdes, но конкретных планов о продаже акций нет. Исполнительный директор Риги Янис Ланге заявил, что это «не вопрос этого или следующего года».

В качестве потенциального предприятия, котирующегося на фондовой бирже, политики называют недавно основанное Latvijas vēja parki, принадлежащее Latvenergo и Latvijas valsts meži. В Минфине заявляют, что это может произойти только в 2028 году, поскольку впереди еще большая работа по регулированию.

Сложная ситуация и с Tet и его дочерним предприятием LMT, поскольку необходимо учитывать мнение другого владельца - Telia. Поскольку государству принадлежит лишь немногим более половины акций Tet, Минэкономики вообще не стало его оценивать.

Смелее или осторожнее?

Член правления Nasdaq Rīga Лиене Дубава считает, что без крупных государственных компаний невозможно добиться преимуществ рынка капитала. Она считает, что решения о выходе компаний на биржу должны быть «более смелыми». С другой стороны, аналитик и исполнительный директор портала Investoru klubs Каспар Пейсениекс более осторожно относится к выходу компаний на биржу. Он отмечает, что польза для управления бизнесом и развития рынка, безусловно, будет, но главной целью все равно должно быть привлечение средств. Пейсениекс считает, что не нужно идти на биржу, если нет конкретной цели, что делать с привлеченным капиталом.

«С точки зрения владельца, компании наиболее выгодно привлекать средства, которые стоят как можно меньше. Заемные средства в банке или облигации – обычно дешевле. Если можно обходиться только этим, как это делали до сих пор Latvenergo и другие крупные государственные компании, то я не думаю, что эти крупные компании обязательно должны выходить на биржу», - сказал Пейсениекс.

Между тем, министр финансов на вопрос, можно ли будет развивать рынок капитала и достичь поставленных в мае целей по рыночной капитализации без выхода крупных компаний на фондовую биржу, обещал ответить, когда в министерстве завершится подготовка отчета.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное