Антироссийские санкции: Запад должен быть готов и сам пострадать

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Если западные правительства действительно хотят, чтобы их санкции против России были “обширными и стратегическими”, они должны подготовить собственное население к неизбежным болезненным последствиям, указывает эксперт британского аналитического центра.

По мере возрастания напряженности между Россией и странами Запада правительства последних все чаще грозят применить экономические меры с “очень серьезными” последствиями. Министр иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс недавно заявила, что в случае вторжения на Украину Россия “столкнется с серьезными последствиями”, за которые придется заплатить “очень большую цену”. Государственный секретарь США Энтони Блинкен предупредил, что ответ США будет включать “ряд высокоэффективных экономических мер, от которых мы воздерживались в прошлом”. По словам президента США Джо Байдена, нападение России на Украину приведет к “разрушительным” экономическим последствиям. Заявления из Брюсселя были менее грозными, однако же у ЕС на руках есть важные карты, в частности, контроль над будущим газопровода “Северный поток-2”, напоминает Том Китиндж, директор-основатель Центра исследований в области финансовой преступности и безопасности Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI, Royal United Services Institute — старейший в мире независимый «мозговой центр» по вопросам обороны и безопасности, основан в Великобритании в 1831 году).

Вместе с тем, как указывает Китиндж в опубликованном на портале RUSI комментарии, угрозы стран “большой семерки” в адрес Москвы скрывают неудобную правду: действительно эффективные антироссийские санкции сопряжены с ущербом и для западных экономик, и Запад должен это принять.

Лают, но не кусают

От Вашингтона до Лондона и Брюсселя санкции стали основным элементом внешней политики стран Запада, правительства которых все чаще используют их для борьбы с нарушениями прав человека, коррупцией и киберпреступностью.

Главная цель санкций – оказать финансовое и иное давление на тех, против кого они направлены. Однако в большинстве случаев субъекты санкций имеют мало значимых экономических связей с западными союзниками. А когда подобные экономические связи существуют, как в случае с Беларусью, выгода от торговых отношений носит односторонний характер, и, таким образом, разрыв отношений практически не сказывается на тех, кто вводит санкции, поясняет аналитик.

По его мнению, до сегодняшнего дня использование Западом санкций против России было достаточно нерешительным – даже после присоединения Крыма в 2014 году и инцидента в Солсбери с применением химического оружия в 2018 году.

Эта осторожность объясняется многими причинами, в том числе и экономическими. В отличие от большинства субъектов западных санкций, Россия в этом плане является большой головоломкой. Несмотря на недоверие и враждебность Кремля по отношению к Западу, торговля между Россией и странами, стремящимися сдержать агрессивность Москвы, обширна и разнообразна – от энергоносителей до финансовых услуг и продуктов химической промышленности. Россия является пятым по величине торговым партнером ЕС, большие и малые западные компании ведут операции в России, в том числе продажи, маркетинг и производство.

Будут ли новые санкции другими?

На этот раз из западных столиц поступают громкие заявления о том, что новые санкции против России будут нацелены на финансовую и экономическую инфраструктуру, чего раньше не бывало. Подробности не приводятся, но новые меры могут включать прекращение доступа российских банков ко всем формам международного финансирования и рынкам капитала; часто обсуждаемое, но пока что не применявшееся ограничение доступа России к SWIFT – международной системе обмена сообщениями, лежащей в основе глобальных финансовых транзакций; существенное ограничение доступа России к торговле с Западом; и приостановление сертификации газопровода «Северный поток-2», к чему многие в США давно призывают, отмечает аналитик.

“Но во всем этом есть неудобная правда, которая — по крайней мере, публично — не транслировалась. Санкции, вводимые западными странами, редко сопряжены с необходимостью согласиться на какой-либо серьезный ущерб для самих этих стран, который может возникнуть в результате этих действий. Случай с Россией – особый. Хотя нет сомнений в том, что введение “беспрецедентных” санкций против России нанесет ущерб тем, на кого они направлены, их влияние на экономику западных стран, особенно в ЕС, тоже может быть значительным. В то время, когда страны Запада изо всех сил пытаются оправиться от разрушительных последствий пандемии, готовы ли их правительства к экономической реакции, которую могут вызвать такие санкции?” – задается вопросом Том Китиндж.

По его мнению, если Запад действительно хочет «огромных стратегических последствий» для России, которыми он сейчас угрожает,

то западным правительствам нужно подготовить собственное население и бизнес к неизбежным последствиям, начиная от значительных перебоев в энергоснабжении и возможной нехватки электроэнергии до потрясений на финансовых рынках и разрыва торговых отношений с последующим пагубным воздействием на тех, кто зависит от этих связей.

Западные правительства должны активно готовиться к неизбежно очень неспокойной зиме.

“Это не аргумент для отступления. Но если угрозы западных союзников действительно серьезны (что само по себе вызывает сомнения, учитывая, что предыдущие вопиющие действия Кремля остались относительно безнаказанными), то Запад должен быть готов причинить вред и себе, наряду с ущербом, который предполагается нанести России в рамках новых санкций”, – заключает эксперт RUSI.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное