Чужой среди своих: как меняется фауна Латвии

В Латвии становится всё больше когда-то нетипичных для наших широт животных, есть среди них и инвазивные, то есть чужаки, завезенные человеком. Но больше тех, чей ареал расширился из-за изменения климата и других объективных причин. Одно из таких животных — золотистый шакал. О нем и других «захватчиках» специалисты рассказали программе Латвийского радио-4 «Домская площадь».

Чужой среди своих: как меняется фауна Латвии
00:00 / 05:26

На прошлой неделе в журнале Medības был опубликован эксклюзивный материал о золотистом шакале и расширении его ареала в последние десятилетия. Есть он и в угодьях вокруг Лиепаи. Охотник и автор журнала Катарина Штерна напомнила, что впервые это животное было замечено в окрестностях Лиепайского озера лет 8-10 назад. А сейчас, как говорит и Катарина, и ее коллеги-охотники, надо признать, что шакал пришел на территорию нашей страны насовсем. И тому есть причины. Шакалы — хорошие охотники, живут моногамными парами, в помете бывает от двух до шести и больше щенков, их успешно выращивают. Стая шакалов может добыть даже молодого оленя.

«Это очень успешный охотник, который приспосабливается к жизни в любых условиях. Считается, что они пришли к нам из южных стран, следуя за территория интенсивного сельского хозяйства. То есть это открытые большие пространства, без кустов и каких-то зарослей. И для шакалов это очень хорошая всегда жизнь.

Ну и, конечно, климат немножко потеплее, поэтому южные виды животных и других существ приходят к нам.

В принципе, ничего такого страшного в этом нет. У нас много лисиц, енотовидной собаки, у нас очень много волка, это официально признается, что поголовье волков всё время возрастает. И шакал, в местах, где волка нет, впишется нормально, он будет выше лисы в иерархии хищников, а там, где есть волки, там шакалов не будет. Или будет, но очень мало, потому что волки регулируют количество этих маленьких хищников, потому что они конкурируют за добычу, особенно в холодное время года. Буквально вчера в охотничьих угодьях видели шакала, и в течение последних 10-ти календарных дней около Ницы добыто четыре шакала», — рассказала Катарина Штерна.

Это территория Лиепайского озера, очень благоприятного для жизни маленьких хищников и других животных, вокруг озера лагунного типа — огромные заросли камыша, много островов, животных никто не беспокоит… Сейчас, как говорит Катарина Штерна, очень много шакалов в западной Латвии, это Вентспилс, Павилоста, Вергале, там их добывают регулярно, и в Лиепае они теперь есть. Еще одна «горячая точка» — Земгале около Бауски, там шакалы тоже постоянно присутствуют. Значит, теперь в Латвии есть еще один хищник, который занял свою нишу.

В отличие от волка и медведя, шакал не опасен для человека.

Доктор биологии Янис Озолиньш отметил, что латвийская фауна меняется постоянно, тысячелетиями, как человек сюда пришел, так процесс и пошел — влияют и хозяйственная деятельность, и изменения климата. Люди помогли латвийскому пейзажу стать похожим на лесостепь, потому у нас много животных и птиц с юга и востока — оттуда, где степи и лесостепи. Золотистый шакал — лишь последний по времени из таких обжившихся пришельцев. Когда-то и заяц-русак так пришел, а еще — белогрудый еж. Из птиц назовем белого аиста — несколько веков назад тут жили только черные аисты. Всё это — не инвазивные виды, а расширившие свой ареал обитания.

«Енотовидная собака — вот это инвазивный вид. Но они были ввезены сознательно и интродуцированы здесь в середине прошлого века, чтобы увеличить численность пушного зверя. После Второй мировой завезли больше сотни особей, выпустили в Латвии, и потом они стремительно распространились, то же самое произошло и на территории соседей, в Литве, Беларуси, Эстонии. Но о енотовидной собаке мы можем сказать, что она уже натурализовалась, она освоилась среди нашей фауны, у нее есть своя кормовая ниша, есть свои враги, которые их самих употребляют в пищу. Их достаточно много, но больше их не становится и им некуда перемещаться, занимая новые территории. Потому что вся Латвия, вся Балтия уже занята. Еще американская выдра, но она, как и енотовидная собака, можно сказать, натурализовалась, она есть и уже останется.

Инвазивным видом в ближайшем будущем может стать енот, по-русски его называют енот-полоскун.

Это американский вид, который в Польше уже живет в природе, в Германии очень много. Они стремительно распространяются. Это может быть связано также и с климатом, но в первую очередь, тут невольное поведение человека. Ведь вначале енотов-полоскунов держали как домашних любимцев, а потом они распространились в дикой природе», — отметил Янис Озолиньш.

Но с енотами сложно — им нужна открытая вода, недаром их зовут полоскунами, пока кусок еды в воде не промоет, есть не может. А если мороз и лёд? Но, как говорит Янис Озолиньш, с изменением климата и енот-полоскун освоится.

Еще один чужой вид — лань,

у литовцев ее уже много, она стремительно размножается и вредит лесному хозяйству. Но пока распространению на север от Литвы мешает большое число волков и рысей, лань тоже входит в их меню. Инвазивными бывают не только млекопитающие. Вспомним бычка, он появился относительно недавно, потеснил нашу рыбу, забрав ее кормовую базу, и размножился так, что его ловят в промысловых объемах. А испанский слизень? Тоже инвазивный вид, агрессивно распространяется и очень вредит биотопам и растениям.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное