Искусство театрального куафёра — мастера в Лиепайском театре

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Работа театрального парикмахера – очень творческая, а его вклад в постановку крайне важен. Настоящие мастера могут и воплотить на головах актеров куафёрские замыслы режиссера и художника по костюмам, и сами сотворить парики. Постижёров – то есть тех, кто умеет делать настоящие парики – можно по пальцам пересчитать. Одна из таких мастеров – парикмахер и постижёр Лиепайского театра Дайга Пуриня.

Жизнь Дайги Пурини связана с Лиепайским театром с давних пор – когда-то она здесь танцевала. Но попала в автокатастрофу, и полученные травмы поставили крест на карьере танцовщицы.

«И тогда я поняла, что искусство мне так близко к сердцу, что я хочу остаться в театре. Как я думала – нет, я не могу быть исполнителем, я хочу командовать, и придумала, что мне надо в режиссеры поступить в ГИТИС. Это будет и престижно, и интересно, и все хорошие режиссеры Латвии там учились», - рассказала Пуриня.

Родители идею одобрили, и Дайга поехала в Москву, прошла первый тур и – ей из-за акцента посоветовали приехать через год, когда будут набирать «нацкадры». Спустя год Дайга приехала снова и – ее пригласили приехать на второй тур, через месяц.

«Приехала в Ригу, стояла на перроне и поняла, что если я теперь поеду и всё сдам, тогда я уезжаю из дома, от мамочки, из Лиепаи, и всё остальное. Я отдала билет назад, с подругами пошли в бар, и я поняла, что нет, в Москве я учиться не буду. Приехала в Лиепаю, сказала директору театра, что я хочу тут поработать и через год [поступлю], может быть, тогда у меня сил и ума будет больше. Ну и не было места нигде, но на пенсию уходила Вера Бушмане, которая тут тоже век проработала, ей, кстати, было 75 лет примерно, когда она уходила из театра. Ну и он предложил мне работать тут в парикмахерской в Лиепайском театре. Ну и так я осталась. Вообще-то мне эта работа очень по душе и нравится», - вспоминает Дайга.

Мы беседуем в царстве Дайги на четвертом этаже Лиепайского театра. Она рассказывает, но одновременно занята делом, ведь через несколько часов – очередное представление нашумевшей и безумно популярной у публики гоголевской «Женитьбы», и ей многое надо успеть. Вот она уложила в посудину усы и бакенбарды и залила их жидкостью из канистры.

«Это ацетон. И клей, которым мы это клеим на лицо, растворяется в ацетоне. И теперь я должна на спектакль, который будет сегодня, Гоголь «Женитьба», я должна помыть, чтобы еще раз можно наклеить. Потому что они клеятся неоднократно, если очень долго будут играть, наверное, придется мне заново все это делать (..) Это очень кропотливая и такая скучная работа, но мне нравится. Мне такие работки нравятся. Если я умею, мне не кажется, что сложно. Вообще-то, это ремесло – тут работать, а не просто красивые дела делать», - сказала Дайга.

Мастер рассказывает и попутно промывает усы и бакенбарды, сушит их и расчесывает. Дайга не только постижёр, в свое время она полгода училась на международных парикмахерских курсах, так что она еще и профессиональный мастер, парикмахер-модельер, знать все секреты парикмахерского искусства тоже очень важно для работы в театре. А кто придумывает прически персонажей спектакля? И насколько велика в этом роль театрального парикмахера? Дайга говорит, что в основе лежит режиссерская концепция, затем художник по костюмам делает эскизы.

«И тогда начинается разговор, торговля и все остальное, это актер, это режиссер, это художник по костюмам, и тогда это уже эссенция. Актер говорит, что ему надо, что ему будет удобно, что он будет играть, как он будет вести себя на сцене и все остальное; костюмер говорит, что это за эпоха, что это за спектакль, и режиссер говорит философскую идею. Ну и тогда из этого всего мы должны придумать, как это сделать. В этот момент у меня включается тоже и режиссер, и психолог, и все остальные качества, потому что эта «команда мечты» уедет, а мы должны-то тут работать. В основном, я должна помочь актеру стать тем персонажем, которым он должен быть, не испортить ни настроения, ни его... фактически, его работу! Например, Максим, который приезжал из Москвы, он привез очень хорошие эскизы, и всё, что ты видишь тут, да, тут вообще думать не пришлось, потому что он всё знал, как надо, и всё в порядке. Но. У Гатиса Маликса в это время была борода. А он должен был быть с усами. Но он очень не хотел сбривать бороду. И тогда я посмотрела, какой-то компромисс надо найти. И тогда они еще работали в зале, танцевали, когда я Гатису сказала: «Слушай, может быть, на маленькие бигуди сделаем такой «одуванчик» тебе, персонаж может быть таким, может быть, пройдет это?». Потому что режиссер знал, чего он хочет, и уклоняться от этого очень не хотел. Ну, и это пошло!», - отметила она.

В гоголевской «Женитьбе», поставленной в Лиепае Сергеем Землянским и его неизменными коллегами, сценографом и художником по костюмам Максимом Обрезковым и композитором Павлом Акимкиным, Гатис Маликс играет Кочкарева. И первое же его появление на сцене вызывает волну смеха в зрительном зале – представьте, серьезный господин снимает цилиндр, и на волю вырывается копна вздыбленных волос! Тем временем Дайга промыла и высушила многочисленные усы и бакенбарды актеров, занятых в «Женитьбе», и взялась за расческу.

В финале Дайга пустила в ход лак для волос. Всё, усы и бакенбарды готовы к спектаклю. А вот и Гатис Маликс. С его прической у Дайги больше всего работы – сначала надо накрутить волосы на бигуди, потом – начесать и залить лаком. На всё про всё – полтора часа. Но именно прическа этого его персонажа Гатису нравится больше всего.

Еще один персонаж, которого в «Голубой комнате» играет Гатис – Драматург в замысловатом «хипстерском» парике, он у актера тоже из любимых. А вообще Гатис без проблем и наголо брился для роли в «Пиаф», потому что такая «прическа» была логична для одного из его персонажей, боксера. Дайга Пуриня говорит, что ей очень нравится в Гатисе тщательное обдумывание «парикмахерской» стороны очередного персонажа. Так из чего делают театральные парики?

«И всего, что угодно. Из волос, из синтетических материалов, из пряжи... Вообще-то, материалы очень разные. Видишь, мы теперь готовимся к новому спектаклю, который называется «Мизантроп», и мы должны сделать девять париков в стиле рококо. И тут есть все, что угодно, тут есть старые парики из старых спектаклей, которые, по-моему, со мной одного возраста. Это – шерсть буйвола. Там есть естественные волосы, там есть и синтетические, ну, модная уже синтетика. Потому что мы должны всё это сделать белыми такими, и потом их будет лаком подкрашивать художник, серым лаком, чтобы они в одном стиле были. У девочек, наверное, будут и цветочки, и бантики... Для нас теперь вызов – девять таких париков сделать», - отметила Пуриня.

Парочка роскошных кудрявых париков с длинными локонами уже лежит на подоконнике. Для театральных париков используют и конский волос, и сизальскую пеньку из пальмовых волокон... Дайга говорит, что самое большое удовольствие, когда она своими идеями может помочь воплощению общего замысла. К примеру, когда нужен был парик для Инесе Кучинской в спектакле «51 фотография», где она играла ученого Розалинд Франклин, открывшую двойную структуру ДНК, то просто замучились с нужной прической! Перебрали множество вариантов, пока Дайга не нашла в своих бездонных запасах старый парик – сделала ему строгую, но стильную стрижку каре.

Так как же делаются театральные парики? «Один способ – это knifešana, и второй – tresešana, иногда они смешиваются. Усы и бороды в основном делаются с knifešana, это такой маленький крючок, и тогда по несколько волосков и делаем, очень кропотливая работа», - раскрывает секреты ремесла Дайга.

Выглядит это так – на болванку в форме головы натягивается похожая на тюль сетка-основа с тканными полосками, они нужны для более плотной посадки парика на голову. Тоненькие пучки волос крепятся на эту сетку специальными узелками с помощью крошечного металлического крючка, создавая прическу. Дайга достает маленькую металлическую коробочку примерно середины прошлого века с полустершейся надписью «бульонные кубики, 10 штук». Внутри – два крошечных крючка с деревянными рукоятками. Крючок больше напоминает согнутую иголку.

Для второго способа нужно подобие мини-ткацкого станочка, на который натягиваются специальные эластичные синтетические струны. В дело идут молоток, клещи и гвоздики. Потом подготовленные тоненькие прядки волос специальными узлами плотно вяжутся на эти струны. Получается длинная лента волос. На один парик требуется 6-8 метров, когда всё готово, их пришивают на сетку-основу. Терпение для такой работы нужно ангельское.

У Дайги множество дел. Надо заплести косу Илзе Трукшане, которая играет Агафью Тихоновну, тщательно заплести косички, уложить их в пучок и прикрепить смешные косички-«бублики» исполнительнице роли Дуняши Анете Берке, расчесать и уложить волосы Подколёсину – Роланду Бекерису... В общем, оваций, которые публика устраивает актерам после представления «Женитьбы», да и других спектаклей Лиепайского театра, заслуживает и Дайга Пуриня, ведь прическа немало значит для образа героя...

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное