На Музей оккупации подали в суд из-за содержания экспозиции

Присяжный адвокат Ренар Бриедис подал в суд на Музей оккупации Латвии, поскольку считает, что экспозиция музея содержит ложь. Бриедис также требует, чтобы музей вернул ему пять евро, потраченные на входной билет. Музей оккупации считает иск Бриедиса абсурдным и надеется, что суд его не удовлетворит. В Обществе музеев Латвии считают, что этот прецедент может открыть врата для потока претензий к любому содержанию авторского произведения, сообщила программа ЛТВ «Культурный шок».

Присяжный адвокат Ренар Бриедис 3 апреля этого года посетил Музей оккупации. Семь месяцев спустя, 9 ноября, Рижский городской суд рассмотрел иск Бриедиса против Музея оккупации.

«В этой экспозиции Музей оккупации Латвии врет мне, скрывая важный факт о государственном перевороте Карлиса Улманиса 15 мая 1934 года»,

— заявил Бриедис.

В своем исковом заявлении адвокат утверждает, что сокрытие факта — это ложь, злостное введение общества в заблуждение и манипуляция общественным сознанием. По мнению Бриедиса, экспозиция должна ясно сообщать о том, что оккупирована была авторитарная, а не свободная и демократическая Латвийская Республика.

Директор Музея оккупации Латвии Солвита Виба признала, что предложение, которое Ренар Бриедис хотел найти на выставке, действительно нет. 

«Говоря о перевороте Карлиса Улманиса 1934 года – да, в более обширной экскурсии с гидом, мы этот факт и эти события также упоминаем, потому что экскурсия длится около часа. Но конкретно во вступительном тексте нет углубления во внутреннюю политическую историю Латвии в период с 1918-1940 годов, это действительно так.

Мы также готовы вести дискуссию с любым посетителем, предоставлять дополнительную информацию, поэтому здесь, по моему мнению, нет спора о том, что мы не признаем этот факт или находимся на других позициях»,

— пояснила директор музея.

Это первый случай, когда Музею оккупации предъявлен иск из-за содержания выставки, а также первый судебный процесс, в котором посетитель просит музей возместить входную плату в размере 5 евро. «Поскольку решения суда пока нет, я очень надеюсь, что это не станет прецедентом подобных действий, что любой посетитель, зайдя в музей, сможет высказать свои пожелания, претензии, а музей потом должен будет тратить не только средства музея, но и средства налогоплательщиков в суде», — говорит Солвита Виба.

Член правления Общества латвийских музеев Рута Шмите не скрывает, что это беспрецедентный случай в истории общества организации:

«Мне не до конца ясна истинная мотивация такого поведения этого частного лица, и мы должны учитывать , что живем в условиях информационной войны».

Рута Шмите считает несколько подозрительным, что иск направлен непосредственно и только на Музей оккупации.

Ренар Бриедис много лет требовал от Рижской думы разместить возле памятника Карлису Улманису информацию о перевороте 15 мая 1934 года.

В отношении Музея оккупации Бриедис считает, что освещение переворота изменит трактовку истории.

 «Жертвами стали не все, кто жил в Латвийской Республике в 1940 году. Те, кто поддерживал самого диктатора, а также те люди, которые поддержали авторитарный режим, они не жертвы, они проигравшие другому диктатору, другому авторитарному режиму, который оказался сильнее», — считает Бриедис.

Ректор Латвийской академии культуры Рута Муктупавела говорит, что в то время в большинстве европейских стран происходили перевороты, и сложно судить об этом периоде с современной точки зрения.

Каспар Зеллис, ведущий научный сотрудник Института философии и социологии Латвийского университета скептически относится к взгляду Ренара Бриедиса на события того времени: «У нас много неизученных событий, в том числе в период Улманиса, где еще много чего можно было бы изучить.

Но я не вижу никаких тенденций, что переворот Улманиса мог быть предлогом для оккупации.

Потому что в данном случае это был внутриполитический процесс, который никак не поддерживался извне, это был государственный переворот, осуществленный местной политической элитой, скажем так, частью политической элиты, в результате которого была ликвидирована парламентская демократия в Латвии».

Между тем Музей оккупации не намерен вносить изменения в экспозицию, отметила директор музея Солвита Виба.

В то же время, Рута Шмите не понимает желание Ренара Бриедиса судиться за отражение истории в созданной авторами выставке.

«Подобная практика, конечно, не кажется нормальной, потому что мы можем провести параллели с чтением книги, посещением кино, театра, и было бы абсурдом, если бы мы в кассе потребовали вернуть деньги, если нас не устраивает то, что мы там увидели или не увидели», — подчеркнула Шмите.

Решение суда ожидается в начале декабря.

Историк Каспар Зеллис считает, что решение суда в пользу истца было бы абсурдным.

«Это не вопрос исторических фактов, это не вопрос памяти, это даже не вопрос какой-то группы памяти, потому что это просто, извините, цирк», — говорит историк.

Профессор Рута Муктупавела считает, что судить об объективности работы автора – пустая трата времени, но «в свободной стране каждый имеет право выражать свои опасения, сомнения. Нет другого пути, кроме как слушать экспертов или стать таковым».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное