В Музее природы — макрофотосъемка насекомых

Посмотреть в глаза муравью или узнать, как выглядит пяточка божьей коровки. Все это — теперь реальность. В Музее природы появилась уникальная студия макрофотосьемки. С ее помощью можно творить настоящие чудеса, рассказала в передаче Rus.LSM.lv «Новый день» корреспондент Латвийского радио 4 Елена Вихрова.  

«Мы находимся в энтомологическом хранилище национального Музея природы. Здесь, в двух помещениях, хранится наша коллекция насекомых». Угис Питеранс — потомственный энтомолог. Его рабочее место — среди десятков тысяч насекомых, которые живут или когда-либо жили на территории Латвии. Они здесь — в этих шкафах.

«Например, я стаю у коллекции у шкафа с осами. Эти коллекции выглядят примерно так. Стандартно оформленные ящики. Все одинаковые, герметичные. У нас одно время была проблема с внешними вредителями, которые стремились съесть нашу коллекцию. Но теперь эти насекомые никак туда не попадут. Ну, здесь, например — некоторые из латвийских видов ос. Большинство знает одну или две. Например, самую большую осу у нас в Латвии — шершня. А на самом деле их очень много. Вот этот шершень — самая большая оса».

Образцы энтамологи собирают летом. Насекомое убивают, высушивают, приклеивают на дощечку. В таком виде оно может храниться несколько сотен лет. Но — в таких вот закрытых шкафах. А ведь задача — показать их людям. И для этого в музее создали уникальную студию макросьемки.

«Ну вот мы стоим у нашего новоприобретения. Это студия макросьемки. Фотоаппарат здесь, в принципе, обычный, но

вся эта конструкция в целом позволяет нам добиться хорошего качества. Мы можем создавать послойные фотографии. Фотографировать множество кадров, а потом, накладывая один на другой, получать лучшее качество. Потому что фотографирование маленьких объектов, если речь идет не о сантиметрах, а о миллиметрах — очень сложное мероприятие. И послойное фотографирование нам позволяет делать качественные фотографии. Мы уже освоили эту технику, и результаты очень хорошие».

C помощью этого устройства можно сфотографировать лапки насекомого, усики, волоски посчитать, даже челюсти поразглядывать. У медляка песчаного, которого будем фотографировать, они весьма выдающиеся.

«В природе их очень сложно фотографировать. Они быстро бегут, быстро летают. Избегают находиться вблизи человека», — комментирует ученый.
 
В таких случаях макросьемка чуть ли не единственный способ изучить это насекомое. Она позволяет увеличить обьект до 10 раз. Наш жук сейчас увеличен всего в четыре, а какие детали!

«Мы тут даже волоски посчитать можем. Иногда это важно в определении вида. Абсолютно одинаковые насекомые могут отличаться лишь наличием волосков на определенных участках. Есть два похожих вида этого жука. У одного волоски только здесь, а у другого еще и здесь — на лобном участке. Мы видим, что в данном случае на лбу их нет, и только так понимаем, что это за вид. А еще цвета. В природе этот жук кажется коричневым, а если мы смотрим на фотографии — видим, что он с металлическим отливом и красными акцентами. Очень яркий».

Сам Угис специализируется на исследовании клопов. В самом начале карьеры его очень огорчило, что в Латвии нет каталога этого вида насекомых, вот и решил этим заняться. Втянулся. Теперь клопы — его страсть. И это только с виду кажется, что они непривлекательны:

«На английском этот вид клеща называют кружевным. У него крылья как будто из кружева».
 
Фотографировать насекомых не так просто, как кажется на первый взгляд. Угис это делает рано утром, когда в здании никого нет, или поздно вечером:

«Если мы работаем с таким большим увеличением, малейшая вибрация все портит! Шаги, хлопание дверями — все это мешает. Знаю некоторых фотографов, которые работают с макросьемкой, они вообще только по ночам этим занимаются, когда не курсирует общественный транспорт, когда мало машин, и вибрации минимальны. У нас днем тут мешает трамвай на улице Барона, например. Коллеги ходят, опять же. Потому работаю по вечерам или рано утром».

Посмотрим, что же в итоге получается. На втором этаже музея выставка муравьев. Одни из экспонатов на ней — портреты муравьев из разных стран мира.

«Один из наших фаворитов — муравей-пуля. Его так называют, потому что жалит он настолько сильно, словно пулей выстрелили. Это один из больнейших укусов насекомых в мире! Голова у него интересная. Не гладкая, с особым рельефом, большие челюсти, большие глаза. В Латвии таких муравьев нет. Это южноамериканский вид».

Глядя на эти снимки, понимаешь, насколько разные, казалось бы, такие похожие муравьи. Отличаются формой головы, размером челюсти, даже... прической.

«Характерная для муравьев черта — небольшие глаза. Но если мы посмотрим на разные виды, глаза у всех хорошо выделяются. Но есть исключение. Например, вот этот — один из южноамериканских видов. Если посмотрим, у него практически не видно глаз. Это практически слепой муравей, можно сказать. Различает только свет-тень. А детализированного зрения нет. В природе есть практически слепые породы. Они живут в темноте, и зрение им особо не нужно. Они ощущают мир с помощью других чувств».

Посмотреть в глаза муравью — теперь более чем реально. Фотографии, сделанные в уникальной студии макросьемки — часть выставки, посвященной муравьям, которая еще несколько месяцев будет открыта в Музее природы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное