Два года назад партиям, желающим идти на выборы, выдвинули дополнительные требования. Стартовать смогут те из них, что учреждены не менее чем за год до плебисцита, и насчитывающие не менее 500 членов. Надо сказать, это никого не отпугнуло: политических конкурентов на теперешних выборах стало даже больше. Четыре года назад в Сейм пыталось пройти 13 партий, теперь их 16. А уж число кандидатов — рекордно большое с 1991 года.
«Значит, не только больше людей будет участвовать в этой гонке, но и больше будет излагать свою позицию окружающим. Возможно, у нас будет более активная политическая среда», — прогнозирует глава ЦИК Арнис Цимдарс.
Правда, далеко не во всех случаях количество кандидатов означает качество, отметил Цимдарс: среди них есть «даже такие, о ком тетушка Google ничего не знает». Он советует избирателям быть бдительными и не слишком-то радоваться ложным новостям, очерняющим какие-то несимпатичные им партии — но вдумчиво оценивать всё.
С приближением выборов политическая среда станет не просто активной, а полной напряжения, прогнозирует политолог Ивета Кажока. Эти выборы характеризует непредсказуемость, убеждена она. В Сейм равно могут пройти и три.и восемь партий. Но самые большие риски возможны после выборов:
«Если в парламент пройдут те политические силы, что показывают социологические опросы — я бы сказала, мы можем, как во многих странах бывает, много месяцев прожить без правительства».
И если правительство создать так и не удастся — страну примерно в тот же период, когда состоятся выборы Европарламента, будут ждать и внеочередные парламентские выборы.
В то же время Кажока считает, что качество политического предложения к теперешним выборам улучшилось. «Интересно, что ведь почти в каждой политической нише появилась конкуренция: среди националистов, среди партий, защищающих интересы русскоязычного населения, среди консервативных, либеральных, социал-демократических партий, среди популистских или даже расистских», — перечислила политолог.
Среди кандидатов две трети — мужчины и столько же — латыши. Большинство (80%) — с высшим образованием, у каждого пятого — среднее, а у восьми кандидатов образование только основное.
Политолог Дайна Бара, изучившая, к каким профессиям принадлежат кандидаты, усомнилась, что большинство из них способно будет выполнять в парламенте задачи, доверенные законодателям. Вряд ли хорошо справятся с разработкой и принятием законов и решений водители автобуса или троллейбуса, электрик, безработный, профессиональный спортсмен или бармен, считает она.
«Эти профессии нужны нам всем, но те ли они, чтобы быть нужными для работы в парламенте? По-моему, это деградация парламента, нашего Сейма».
Скептически Бара отзывается и о тех кандидатах, которые всего год спустя после избрания в депутаты самоуправлений уже стремятся попасть в Сейм.
В среду 8 августа Центризбирком завершил регистрацию партийных списков кандидатов в депутаты Сейма. После этого начнется проверка всех кандидатов на соответствие требованиям закона. Касательно личности лидера Русского союза Латвии Татьяны Жданок, которая после января 1991 года еще являлась членом Коммунистической партии, ЦИК попросит спецслужбы дать свое заключение.