На вопрос «Каково ваше отношение к принятию в Латвии людей, которые покинули свою страну из-за войны?» - около половины респондентов «скорее поддержали бы». В свою очередь, примерно пятая часть «обязательно поддержала бы».
О результатах исследования центра SKDS рассказывает руководитель отдела социальных и политических исследований Иева Строде. Если люди покидают свою страну по другим причинам, латвийцы к этому относятся более настороженно:
«Например, если люди свою страну покинули из-за гонений по политическим или религиозным причинам, лишь 36 % одобряют [их принятие в Латвии]. Если уезжают из-за экономических причин, тогда только 27% жителей Латвии поддерживают их прибытие в нашу страну».
Но если около 70% населения положительно относятся к принятию людей, бегущим из своей страны из-за войны - почему в Латвии слышно так много негативной риторики о беженцах? Причина банальна.
И кроется она в освещение историй о беженцах в публичном пространстве, поясняет руководитель центра исследований, социолог Арнис Кактиньш.
«Если смотреть на отношение населения Латвии к беженцам в целом, абсолютное большинство жителей Латвии имеет негативное отношение – это связано с тем, что и каким образом мы видим в публичном пространстве в связи с беженцами.»
То есть в СМИ много разного рода негативной информации, связанной с беженцами, объясняет Кактиньш.
«Да, наш опрос показывает, что если из всей этой огромной совокупности информации только тему беженцев войны, то похоже, что большинство жителей Латвии на эту группу смотрит с сочувствием.»
Также исследование выявило, что среди национальных меньшинств почти на 10% ниже поддержка людям, убегающим из зоны военных действий. Социолог Арнис Кактиньш предполагает, что причина может скрываться в том, что русскоязычные чаще используют российские информационные каналы, в которых проблема беженцев показывается в более негативном ключе.
Мы должны помогать людям, которые не находятся в безопасности, считает исследователь центра общественной политики «Providus» Ивета Кажока.
«Что касается экономических мигрантов – это другой вопрос. Это не вопрос гуманитарного толка и не вопрос прав человека. Это скорее вопрос того, кого мы бы хотели видеть вместе с собой в Европе».
Ивета Кажока также отмечает, что после возобновления независимости жители Латвии считают, что другие обязаны им помогать.
«Здесь идёт речь и о европейских средствах, и о помощи в обороне, и о том, что богатые страны должны быть с нами солидарны. Но мы ещё не поняли, что и у нас есть некоторые обязательства, и мы входим в список государств, обладающих самым богатым обществом во всём мире», -поясняет она.
Исследователь считает, что мы сами не видим, что живём на порядок лучше, чем многие другие страны мира, потому что сравниваем себя со шведами и немцами. Кажока считает, что латвийское общество должно понять, что и у него есть обязательства перед остальным миром. АП