Новоселье галерея CUB отметила «Временем беженцев» #kultura1kB

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Уже семь лет в латвийской столице работает галерея CUB, открытая супругами-москвичами Дарьей Бескиной и Александром Черновым. Накануне она справила новоселье на югендстильной улице Алберта, 9, где в просторном полуподвальном помещении открылась выставка «Время беженцев» — работы Меера Аксельрода более чем столетней давности, которые привез из Израиля его внук Михаил Яхилевич.

Кирпичные стены как никогда гармонируют с тематикой. На одной из стен воссозданы строки стихотворения брата Меера, поэта Зелика Аксельрода, расстрелянного в 1941-м году. А рядом — многочисленные рисунки беженцев из еврейских местечек в нынешней Беларуси, времена Первой мировой войны. Без ботинок, вещей, идущие в никуда.

«Примерно сто лет назад эти работы были нарисованы, и сейчас происходит нечто похожее по поводу Украины», — рассказал Rus.lsm.lv Михаил Яхилевич. «И я никогда не думал, что это в какой-то степени повторится. И вдруг эти работы стали такими актуальными сейчас. Дело в том, что Меер Аксельрод — мой дедушка, он родился в 1902 году в Молодечно, это ныне Беларусь, и в Первую мировую войну стал беженцем. Прифронтовая линия, и всех евреев в 1914 году изгоняли из их родных мест. Всей семьей деда выкинули из родного местечка Молодечно. Уехали в далекий Тамбов. В 1918 году попытались вернуться, но выяснилось, что теперь это заграница, после Брестского мира это стало Польшей. Остались в Минске. Тема беженцев, тема бездомности — дед создал много работ на эту тему и хорошо, что они сохранились за эти сто лет. И вот после 24 февраля мне показалось, что это надо обязательно показать. Здесь есть какая-то перекличка времен. И конце концов, сейчас невозможно выставлять каике-то цветочки, хотя я сам художник и это люблю. Я пока не знаю, как иначе выразить тот ужас, который происходит и мне показалось очень важным именно сейчас эту выставку показать».

Сам Михаил пошел по стопам деда... «Мне было тринадцать лет, когда он умер, но я успел брать у него уроки в его мастерской. Я при советской власти жил в Москве, работал театральным художником, с тем же Димой Крымовым работал, был главным художником в театре Марка Розовского у Никитских ворот, уже 32 года живу в Иерусалиме, где после Риги планирую выставить эти работы из наследия деда».

Работы выставлены только до 11 сентября, так что спешите видеть, а далее — больших успехов галерее на творческой ниве и на новом месте. Как рассказала Дарья Бескина, выставку Меера Аксельрода она проводит в Риге уже второй раз, в первый раз это было как раз семь лет назад и была представлена рижская серия 1960-х, оптимистичная, с яркими улочками...

В свою очередь, открывая выставку, Александр Чернов рассказал, что изучал документы, связанные с беженцами из России того времени… В 1921-м году они спасались через Витебск, где находился латвийско-российский эвакуационный пункт и в Латвию въехало тогда 40 тысяч человек (кстати, почти столько же сейчас у нас беженцев с Украины). Но еще столько же приехало через год, в 1922-м. Будем надеяться, то трагедия подобного масштаба не повториться сейчас — всегда может быть хуже...

«Представленные работы все же вселяют надежду, ведь если во всех бурях XX века выжили эти бумажки, значит, выживем и мы», — сказал господин Чернов.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное