#LV99плюс В Риге похоронили эсеров

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

Партия эсеров за две недели* дважды хоронила своих — провожала героев, борцов с империализмом. Оружием первого были ум и перо, второго — винтовки и пули.

Сперва на братском воинском кладбище похоронили Фрица Розиня.

Этот товарищ был большевик, но его очень уважали также эсеры и меньшевики. Многие видели в нем одного из редких большевиков, готовых на серьезные компромиссы между всеми латышскими социалистами. Розинь считал, что внутренние раздоры вредят рабочему делу.

Если бы его, а не Стучку, выбрали главой советского правительства, социал-демократам было бы куда легче убедить остальных примкнуть к новой Советской Латвии.

После похорон я поговорила со своими товарищами, и они согласились: при Розине таких перегибов, как сегодня, нельзя было бы и представить. Прямо страх берет, как бы Стучка своей временами чрезмерной политикой не развалил Советскую Латвию, ведь тогда нас ждет скорое возвращение белых.

Вторые похороны были в понедельник — провожали Августа Шволмана, ему было всего 17.

Он был членом «Вперед», юношеского объединения партии эсеров.

Юноша бросился в пылкую борьбу с империализмом и белыми агрессорами, был тяжело ранен. Свои последние дни Август провел в городской больнице, где его жизнь и прервалась.

На кладбище в Торенсберге пришли, чтобы проститься, лишь эсеры и меньшевики. Настроение было мрачным: погиб юноша, у которого впереди была вся жизнь. Печально, до чего же печально!

Но после прощания разговоры опять вернулись к политике. Кажется, мы, собравшиеся, были дважды разбиты. Не только молодой человек погиб, но на наших глазах умирает рабочая Латвия.

И не в боях на фронте, а из-за ужасной политики.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

Комиссары Стучки почти каждый день принимают декреты, которые все ухудшают положение, исчезает поддержка даже рабочих и безземельников. Безграмотная политика так резко контрастирует с гибелью юноши на фронте! Неужто гибель Шволмана была напрасной?

(* 1919 год, 18 мая. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное