Когда взрослый узнает о своем аутизме, наступает облегчение — глава организации

В Латвии почти нет взрослых с диагностированным аутизмом. На деле же множество людей в стране живет в страдании, не зная о своей особенности (или же почти не имея возможность ее официально подтвердить), рассказала в передаче «ТЧК» Лига Берзиня, председатель правления Латвийского объединения аутизма. Зато для многих, когда они понимают, что у них есть такое расстройство, наступает облегчение, ведь они наконец могут объяснить, что с ними не так.

Весь выпуск смотрите здесь

«В Латвии аутизм официально диагностирован у 32 человек. Это не значит, что Латвия такая суперздоровая страна. Это просто означает, что есть огромное количество людей, тысячи людей, которые страдают и не получают поддержку», — сказала Л. Берзиня.

Отчасти она объяснила это тем, что в Латвии еще не внедрен относительно новый классификатор психических расстройств — DSM-5. Между тем, организация, которую Л. Берзиня возглавляет, еженедельно получает звонки и письма от взрослых, которым нужна помощь из-за их состояния — для них по субботам проводят группы поддержки.

При этом, рассказала гостья передачи, порой люди обнаруживают, что у них аутизм, совершенно случайно. Так, один мужчина в процессе развода хотел доказать, что жена психически нездорова — заполнял различные тесты, в том числе на тему аутизма, и… понял, что это у него аутизм.

«И в этот момент для него наступило огромное облегчение. Потому что когда ты  понимаешь, что действительно отличаешься от других в различных ситуациях, это может стать большим праздником. Потому что тогда ты наконец можешь объяснить, почему ты не выносишь громкие кафе или почему ты не можешь пойти на корпоративную вечеринку, почему ты на работе хочешь только работать, а не общаться в кафе с кем-то или в курилке — чтобы тебя не считали негибким, недружелюбным, излишне педантичным», — объяснила Л. Берзиня.

И привела другой пример: один пожилой человек, поняв, что у него аутизм, почувствовал облегчение, так как стало ясно, почему он не может смотреть другим людям в глаза.

Поэтому, считает она, важно чтобы и общество узнавало, что такое аутизм, как может проявляться и что с этим делать — ведь порой понимание, что какие-то проявления партнера или коллеги обусловлены особенностями его психики, могут спасти от конфликтов в семье, помочь взаимопониманию на рабочем месте. И сами аутисты, понимая это, не будут ранить себя, как это часто происходит.

Также, по ее словам, важно, чтобы аутисты не оставались в изоляции (хотя часто они не очень нуждаются в компании), развивали и поддерживали навыки общения, находили хобби вне школы и работы и чтобы были люди, которые интересуются, как у них дела.

«Нужна система поддержки вокруг, чтобы такой человек мог жить полноценно, насколько это для него возможно, чтобы он нашёл свою работу, своих друзей и чтобы о нём заботилось общество в целом и чтобы его не тащил кто-то на себе, один или два родственника», — сказала Л. Берзиня.

Rus.LSM.lv рассказывал, почему в Латвии нет аутистов старше 30 лет, хотя дети-аутисты есть, и почему в Латвии взрослых аутистов могут быть тысячи.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное