Павел Широв: медиавойны нашего века

Московское бюро Deutsche Welle прекратило работу с 4 февраля. Днем ранее аккредитованные в России журналисты германской телерадиокомпании получили уведомление из российского МИД, согласно которому бюро должно быть закрыто, журналистские аккредитации всех сотрудников аннулируются. Прекращается вещание DW на территории России, по инициативе «компетентных органов» начата «процедура рассмотрения вопроса о признании Deutsche Welle иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента».

Решение закрыть московское бюро DW, как указывается в опубликованном на официальном сайте МИД информационном сообщении, принято в ответ на действия германских властей в отношении телекомпании RT DE – дочернего предприятия российского медиахолдинга RT, ранее Russia Today. Комиссия по допуску и надзору германского регулятора Medienanstalten запретила с 1 февраля распространение программ RT DE в Германии через спутник, интернет и мобильные платформы, поскольку программы выпускаются без разрешения, которое телекомпания не запросила в установленном порядке.

Проблемы у немецкоязычной версии RT начались довольно давно. Еще весной 2020 года телекомпанию обвиняли в распространении недостоверной информации о COVID-19. Прошлой осенью, как раз в то самое время, когда русскоязычная версия RT принялась активно пропагандировать вакцинацию, иноязычные, в том числе и немецкая, продолжали предоставлять трибуну так называемым «антиваксерам», распространяя свои видеоролики, в том числе, и через Интернет-платформу Youtube. В сентябре компания Google, которой принадлежит платформа, заблокировала канал RT DE, в то время еще не начавший спутниковое и кабельное вещание, а в середине декабря и новый, созданный взамен заблокированного, RT auf Sendung. В пресс-службе Google заявили, что блокировка вызвана нарушением правил использования платформы.

Реакция из Москвы последовала незамедлительно. Официальный спикер МИД России Мария Захарова намекнула на ответные меры, включая полную блокировку Youtube. Между тем, запрет, наложенный Medienanstalten на распространение продукции RT DE в Германии, был вызван не содержанием программ телекомпании, а совсем другими причинами. А именно – отсутствием у телекомпании лицензии на вещание, которую RT DE в Германии даже не запрашивала. Сначала телеканал пыталась получить лицензию в Люксембурге, но заявка была отклонена. Власти страны указали на правовой суверенитет ФРГ в этом вопросе. Тем не менее трансляция программ RT DE была в средине декабря все-таки запущена на основании лицензии, выданной в Сербии.

Руководство RT утверждало, что эта лицензия позволяет распространять сигнал на территории 33 стран Европы в соответствии с международным соглашением о трансграничном вещании. В Берлине, однако, посчитали иначе, сославшись на действующее законодательство. Внешнеполитическое ведомство Федеративной республики в своем заявлении указывает, что правила для всех вещателей в стране едины и не зависят от того, кому принадлежит та или иная теле или радиокомпания. RT DE имеет полное право оспорить запрет в надлежащем порядке через суд.

Российские власти называют свои ответные меры вполне адекватными. Журналисты DW продолжать свою работу, утверждает глава комитета по информационной политике Совета Федерации Алексей Пушков. Никто никого из страны не высылает, вторит ему Мария Захарова. Ни о каком запрете на профессию речь не идет, говорится в официальном сообщении российского МИД. Проблема в том, что без аккредитации иностранному журналисту работать в России невозможно. Аккредитация – основание для выдачи журналистской визы, лишение аккредитации может автоматически повлечь за собой и аннулирование визы, которая и выдается именно на время действия аккредитации.

Работать журналистом, не имея журналистской визы, чревато попаданием в «черный список» тех, кому въезд в Россию запрещен. Лично знаком с таким журналистом, имя которого в этом списке значится уже более двадцати (!) лет. Для граждан России, работавших в бюро Deutsche Welle, ситуация не лучше. Высылать их, конечно, некуда, но работы они тоже лишаются. Уж если статус иностранного агента могут присвоить за 500 рублей, переведенных на банковский счет иностранцем, как это недавно случилось с координатором движения «Голос» в Санкт-Петербурге. Авторский гонорар от иностранного медиа, тем более может повлечь за собой такое вот «письмо счастья» от министерства юстиции.

Со всеми вытекающими последствиями, включая не только обязательную маркировку всех своих публикаций. Как это должно выглядеть, можно полюбоваться хотя бы на сайте «Медузы». Причем размещать эту запись заглавными буквами следует даже в социальных сетях, иначе грозит крупный денежный штраф. Помимо этого «иноагент» обязан создать юридическое лицо, как предприниматель, и отчитываться перед финансовыми органами обо всех своих тратах, включая бытовые. И уж конечно, мало найдется в России медиа, которые рискнут принять такого на работу.

Наконец, закрытие бюро Deutsche Welle в Москве и отзыв аккредитации журналистов создает прецедент. И прозрачный намек другим иностранным медиа, работающим в России. Либо позволяйте нашим пропагандистам беспрепятственно действовать на вашей территории, либо, как там выразился один высокопоставленный дипломат, хотя и по другому поводу, «собирайте манатки».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

Еще видео

Самое важное

Уведомляем, что на портале Lsm.lv используются т.н. cookie-файлы (cookies). Продолжая использовать портал, вы соглашаетсь с размещением и хранением cookie-файлов в вашем устройстве. Подробнее

Принять и продолжить