Владимир Иванов: спидвей в Даугавпилсе не задушить!

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Говорим «спидвей» — подразумеваем «Локомотив», говорим «сборная Латвии по спидвею в Кубке Наций», подразумеваем тот же самый клуб из Даугавпилса, который последние годы, правильнее сказать — больше выживает, с трудом сводя концы с концами. При этом «Локомотив» умудряется все равно обходиться без долгов, а еще держать марку, достойно выступая в чемпионате Польши (первая лига Nice). В чем секрет живучести этого коллектива? Причин несколько, и о них чуть ниже.

А пока два слова о том, почему выступление «Локомотива» в нынешнем сезоне завершилось необычно рано — в начале августа. Действительно, уж и не припомнить, когда уже конец лета ставил точку в сезоне для интернациональной латвийской команды. Тут дело в календаре польского чемпионата, который предусматривает столь укороченный сезон для тех участников первенства, которые ни на что не претендуют — ни на повышение в классе, ни на то, чтобы бороться за сохранение прописки в первой лиге. До последнего, к счастью, пока что дело не дошло. А вот в плей-офф ранее «Локомотив» выходил регулярно (переходные гонки, начиная с полуфинальных, за возможность побороться за путевку в экстра-лигу), оттого старты в сентябре были гарантированы.

Сейчас ситуация изменилась — шестое место ни к чему не обязывает, а потому извольте отдыхать.

«Локомотив» в сезоне 2019 года все-таки сумел избежать печальной участи остаться последним. В решающей гонке на домашнем треке «Локомотив» выиграл у «Унии» из города Тарнув со счетом 48:42, в итоге оставшись на шестой позиции. Хотя еще до старта стало понятно, что ниже шестого места «Локомотив» точно не опустится, потому как аутсайдер первенства «Лодзь» чуть ранее проиграл. Но все равно гонщики даугавпилсской команды были настроены завершить сезон на мажорной ноте и порадовать многочисленных болельщиков. Гонка получилась упорной, в которой «Локомотив» только после четвертого заезда вышел вперед. До последнего старта хозяевам трека так и не удалось оторваться от «Унии», но все равно победа была заслуженной («плюс 6»). В составе победителей по11 очков каждый набрали Анджей Лебедев и Тимо Лахти, еще десять — Кястас Пуоджукс.

Таким образом, с апреля по август в 12 гонках «Локомотив» в первой лиге чемпионата Польши набрал 11 очков, став шестым. А значит для латвийской команды под руководством Валерия Шидловского (президент клуба) и Николая Кокина (главный тренер) сезон в польском чемпионате подошел к концу. Все, пора подводить итоги. А они не такие однозначные. Самое время поговорить о причинах «отступления» и феномене «Локомотива» для Латгале. Определение «отступление» использую сознательно, потому как

недавнему чемпиону (Локомотив» является чемпионом первой польской лиги 2015 и 2016 годов) вроде как не к лицу бороться за выживание. Но жизнь диктует свои условия.

Это вчера в составе «Локомотива» блистали звезды первой величины (Антонио Линдбек, Фредерик Линдгрен или Йонас Килмакорпи), сегодня из-за финансовых проблем ставка делается на доморощенные кадры. У молодежи нет достаточного опыта, но есть талант и желание быть лучшими. Вот почему сегодня как о полноправных членах «Локомотива» мы говорим о вчерашних юниорах Олеге Михайлове, Артеме Трофимове и Дависе Курмисе. Есть более опытные Анджей Лебедев, Евгений Костыгов, Кястас Пуоджукс, а вот Максим Богданов так и не смог восстановиться после тяжелой травмы, и пока что речи о его возвращении на трек не идет.

Тут надо отметить один нюанс: польская лига — это как НХЛ в хоккее, где выступают самые лучшие. В польском чемпионате — и в первой лиге, и в экстра-лиге, можно увидеть в местных клубах сильнейших спидвеистов Швеции, Дании, Украины, России, Великобритании, США, Австралии и Чехии. На таком уровне, да еще с небольшим бюджетом, бороться за высокие места трудновато. Но даже в таких спартанских условиях «Локомотив» всегда был на виду. А для Польского спидвейного союза еще и бельмом на глазу, так как в свое время, в более тучные годы, «Локомотив», как чемпион первой лиги, имел право на повышение в экстра-лигу. Но польская сторона, в отличие от ее болельщиков, которые рады были видеть «Локомотив» в элитном дивизионе, делала все возможное, прикрываясь каким-то юридическими обоснованиями, чтобы не пустить чужака на свою территорию. И добилась своего. Понятно, почему — никто не хочет делиться спонсорскими деньгами, в частности, за телевизионные трансляции, с зарубежной командой. Вот и получился такой парадокс:

«Локомотив», по большому счету, и полякам не нужен, и свои его мало поддерживают. Даже родной город зачастую остается в стороне. Но небольшая кучка энтузиастов не сдается, потому как знает — для кого именно старается. Для своих преданных болельщиков!

Почему в «Локомотиве» вдруг остро встал вопрос с финансированием — известно давно. В  первую очередь это отказ от сотрудничества давнего партнера в лице Латвийской железной дороги (LDz Cargo). Во-вторых, постоянные политические кризисы в Даугавпилсской думе. Если Янис Лачплесис старался не пропускать ни одной домашней гонки, то, к примеру, Рихард Эйгимс появлялся в вип-ложе местного стадиона, как говорится, по большим праздникам. Ему спидвей был, как мне показалось, безразличен. Отсюда и отношение местной думы к команде — все зависит от тех, кто наверху. Иногда более благоприятное, иногда — менее. Но все равно местной администрации не пол силу содержать спидвей только на своих плечах (для города спидвей — это социальный проект в том числе, вот почему руководство города всегда старалось поддержать «Локомотив»). Здесь-то и кроется корень всех бед. Спидвейная команда — это с десяток гонщиков и местных, и иностранных, это еще механики, администрация и руководство клуба. И хотя это вам не команда в игровом виде спорта, все равно коллектив получается многочисленным. Но самая большая статья расходов — техника. Нет нормальной техники, разумеется, не самой дешевой — нет результата. Но даже при всех катаклизмах в «Локомотиве» умудряются оставаться на плаву. И вот почему.

Фактор первый — популярность мотоспорта в Латвии как такового. Так повелось, что в Латвии всегда были популярны мотокросс или спидвей. Сегодня каждый знает, к примеру, имя Паулса Йонаса. А история «Локомотива» насчитывает уже более 50 лет. Латвийская спидвейная команда гремела еще в союзные времена.

Второй фактор — это болельщики.

Гонки «Локомотива» на домашнем треке, вне зависимости от соперника, собирают от четырех до шести тысяч зрителей. Такой приличной аудитории могут позавидовать в Латвии многие. И даже рижское «Динамо».

Аудитория постоянная, преданная, хорошо разбирающаяся в спидвее, а посему доходы от продажи билетов хоть небольшие, но стабильные. Кстати, не раз поднимался вопрос о том, чтобы повысить цены на билеты. Но каждый раз он так и оставался на уровне предложения. Все прекрасно понимают: стоит даже поднять цены даже на один евро, посещаемость резко упадет. Для города спидвей — это социальный проект, для зрителей — отдушина. И никто не хочет разрывать эти создававшиеся десятилетиями связи.

Третий фактор — сами гонщики и местная спидвейная академия. Что бы в команде ни происходило, в составе всегда были местные кадры, воспитанные здесь же, в Даугавпилсе. Для многих мальчишек, которые мечтают попасть в «Локомотив», это как социальный лифт. Тем более, что профессия спидвеиста позволяет зарабатывать, и весьма неплохо. Так что на даугавпилсский спидвей многие в городе обращают внимание в прагматичных целях тоже. Другой вопрос — что нужен талант и определенный набор качеств. Например, бесстрашие и отсутствие боязни риска. Не каждый выдержит...

Вот и получается, что благодаря таким людям, как, например, руководитель трековой комиссии Латвийской федерации мотоспорта Владимиру Рыбникову, который сам в прошлом гонялся за эту команду, а потом сам же и спасал ее, в том числе доставая средства из своего же кармана в самые тяжелые времена, сегодня сборная Латвии по спидвею может достойно представлять страну на Кубке Нации, на равных сражаясь с таким монстрами, как команды Дании, США, Швеции, Австралии, Великобритании и Польши, а наши юниоры регулярно поднимаются на пьедестал почета на чемпионатах мира и Европы. И все благодаря одному клубу под названием «Локомотив». Такому живучему и непокоренному. Как бы трудно ни было нашей команде, с уверенностью могу заявить — спидвей не задушишь. По одной причине — болельщики не позволят, это их родное. Как для бразильцев футбол, о котором они говорят как о «единственной радости и вечной боли».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное