Артист Евгений Леонов: «Из профессии уходить не собираюсь, к счастью. Или к сожалению»

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Это интервью состоялось буквально за несколько дней до очередного латвийского локдауна, когда наконец-то после почти полуторагодовой паузы вновь открылся театр «Общество свободных артистов». Давали премьеру совершенно изумительного спектакля по рассказам Зощенко, Ильфа и Петрова и Хармса «Смех всерьез-2», артистом и режиссером в котором стал 28-летний Евгений Леонов. Как закончится локдаун - в «Осе», при участии Евгения, и «Воскресение» Льва Толстого планируют. 

— Евгений, расскажи, как ты прожил эти сложные полтора года?

— Прожил, честно говоря, не очень хорошо. Особенно трудно было первые месяцы, когда у тебя забрали то, чем ты занимаешься всю жизнь, на что все свое время тратишь.  И вдруг всего этого у тебя нет и ты не знаешь, куда себя деть, ни внутренне-морально, ни физически. И потом, когда уже все же начались какие-то репетиции, не было уверенности при этом, что все это опять не закроется. И такое ощущение, что на сценической площадке ты вообще никогда до этого не был. Чуть лучше стало, когда вроде все нормализовалось и мы начали репетировать «Смех всерьез-2» и вернулись все в колею. 

 Спрошу, если можно - на что ты жил?

— В первые месяцы сложно было очень. Но постепенно немного нормализовалось за счет первого моего образования. Я по образованию филолог, появились работы, связанные с переводами, редактурой статей и т.д.

И в какой-то момент пришло осознание на уровне мозжечка, что я вроде как справляюсь без театра. Но эту мысль надо было сразу гнать и потом она сама ушла.

Хотя в какой-то момент показалось, что и артисты, и зрители привыкли к тому, что не надо ходить в театр. К счастью, удалось вернуться... 

 — У тебя еще что-то с Рижским театром кукол связано, в котором играют некоторые артисты «Осы»?

— Это опять же в связи с моим первым образованием. Артист и режиссер нашего театра Юрий Лунык там поставил спектакль «Умная собачка Соня» с русской труппой, администрация одобрила идею ставить этот спектакль с латышской труппой, как часто это делают. И собственно, понадобился переводчик в какой-то момент.  И вот для кукольного театра я занимался переводом этой пьесы на латышский язык - пока только такая у меня связь с кукольным театром, а как дальше будет, посмотрим.   

 Худрук театра Игорь Куликов сказал мне, что ты работаешь над постановкой «Воскресения» Льва Толстого...

— Не то, чтобы я один работаю, но работаю - под руководством Игоря Игоревича и Юрия Луныка.  А я помогаю процессу настолько, поскольку в этом спектакле занят. 

— Кого играешь?

— (Вздыхает). Собственно, Дмитрия Ивановича Нехлюдова. То есть, я работаю ка актер, но какие-то идеи общего плана режиссерами принимаются. То есть, я не занимаюсь режиссерской работой в чистом виде. Но актер тоже должен уметь разбирать роль и действие. И без того же Игоря Игоревича я бы не собрал все целиком. 

 Ты видишь свое будущее примерно лет на десять вперед, как-то прогнозируешь его?

— Честно говоря, не особенно об этом думаю. Конечно, наверное, хотелось бы развиваться в сторону режиссуры, но сказать, что для меня это главное, не могу. Может, потом станет главным.  Пока я еще как актер не все сделал и показал, что могу и что хочу.  Думаю, надо развиваться актерски. В каком виде все это произойдет - не знаю. Наверное, зависит от каких-то ролей, театров и проектов. Все равно актерство для меня сейчас на первом месте. 

Хотя с курсом молодых артистов, который мы набрали в «Осе» под эгидой Ярославского государственного театрального института, я работаю, как педагог — к ним отношусь уже как к своим детям.

Считаю это важным, потому что вместе с ними я оттачиваю какие-то забытые навыки. То, чему меня учили в Ярославском училище при театре им. Волкова - так или иначе в подкорке остается, но иногда и забывается...

А с этим молодым поколением я всегда в форме. Если можно так сказать - есть в этом смысле скотский интерес работы с ними. Хочется, чтобы эта молодая кровь выросла и представила из себя что-то хорошее. 

 Когда и что тебя заставило стать артистом, профессией этой сложной, зависимой и преимущественно малооплачиваемой...

— Вообще-то это началось в очень раннем возрасте. Возможно, сперва я мечтал стать стоматологом, но лет в девять я уже хотел быть актером. Хотя эту профессию представлял себе совсем по-другому. Я хотел стать таким, как Джекки Чан, например. Вот это для меня был великий актер!

А потом это желание само собой ушло и вернулось лет в 16-17, причем, по каким-то очень непонятным причинам. То есть, все это время я во всех школьных спектаклях играл, и на английском, и на русском, но относился к этому так - ну ладно, не было очень уж интересно этим заниматься. А потом вдруг (из-за какого школьного спектакля или еще чего-то, сложно сказать) возникла мысль, что мне это интересно.

Уже потом она сформировалась в какую-то более подробную мысль о том, что мне это интересно, потому что со сцены можешь сказать вещи, которые тебя волнуют и вещи, которые волнуют других людей. Интересно транслировать важные принципы и идеи. То есть, через тебя может проходить много судеб, которые ты можешь проживать и при этом затрагивать какие-то вещи, которые волнуют разных людей, великих и простых. 

  За двенадцать лет в профессии ты не разочаровался в ней? Не было мысли уйти из театра?

— Нет, вот такой мысли у меня ни разу не было к счастью. Или к сожалению. У меня была мысль, связанная опять же с пандемией, что вот ты сейчас как раз в самом соку, много можешь.

И период пандемии и самоизоляций идет, а вместе с ним идет время, в которое ты мог бы сделать это, это и вот это. И вот это грустная мысль, конечно.

Могу сказать, что я сейчас потерял определенное время, но вот чтобы так разочароваться и уйти - этого нет. 

 Трудно быть Евгением Леоновым? Учитывая, что до тебя был великий Евгений Павлович Леонов и до сих пор жив хороший артист Евгений Леонов-Гладышев?

— Ну, особой реакции на мои имя и фамилию вроде не было, хотя припоминаю, что иногда уточняли мое отчество. Вот если бы я с Евгением Павловичем Леоновым оказался еще и полным тезкой по отчеству - это уже слишком. Но по счастью, я Евгений Эдуардович. Но менять фамилию не собирался, проблемы нет.

Хотя... когда я в  первый раз после школы пытался поступить в театральный институт, то там была проблема, потому что я и в целом был еще очень молодой и ничего не понимающий в этой профессии, и подсознание как-то сработало, что с самого начала просто не мог назвать спокойно вслух свои имя и фамилию. Вот вроде я говорю просто: «Я - Евгений Леонов», а выходит, будто я тот самый и само собой, что вы должны меня взять... Но со временем этот комплекс ушел - видимо, потому что я стал понимать основы профессии и это совпадение сейчас мною воспринимается просто как забавный факт.

Ну да, одинаковые фамилии и занимаемся одной и той же профессией, вот и все. Хотя можно было бы строить дальше какие-то  конспирологические теории, что я родился практически в тот же год, в котором Евгений Павлович умер, вот вам, дескать, смена поколений и евгениев леоновых, но это все лишнее... Родители меня не в честь артиста назвали, а в честь дедушки, который тоже Женей Леоновым был. 

 Кстати, кто родители по профессии?

— Папа сапожник, а мама бухгалтер - никакой связи с творчеством!

 Вопрос, ответ на который может многое сказать о тебе... Твой любимый театральный артист, а также режиссер, с которым бы мечтал поработать?

— Тут, конечно, очень большой выбор, но даже из малого придется выбирать - из артистов это Евгений Миронов и Сергей Маковецкий. А режиссер... Тоже есть выбор, но если так абстрагироваться и подумать... все-таки меня к вахтанговской школе тянет. И к Римасу Туминасу. 

Успехов!

ДОСЬЕ.

Евгенйи Леонов. С 2015 года студент «Ярославского Государственного Театрального Института», обучался по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастер курса А.В. Зубков). Играет в спектаклях театра “Осы”:  «Love is...» (Дональд Бейкер), «Королевская история» (Пьер), «Кусака» (рассказчик),  «Лев, колдунья и платяной шкаф» (Эдмунд), «Находка для одинокой семьи» (серия ролей), «Принц и нищий» (Том Кенти),  «Продавец дождя» (Ной),  «С любимыми не расставайтесь» (монтёр; Валера), «Смех всерьёз, или "Сатирикон"» (серия ролей), «Северный ветер» (Даль, ученый), «Геракл. Подвиг № 6» (парламентарий) и других...

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное