К чему все эти совпадения? Исходя из своего опыта, могу интуитивно предположить, что они неслучайны. Скажу как есть — не все так замечательно в борцовском королевстве. За вроде бы благополучной витриной, на которой наш болельщик видит прежде всего многократную чемпионку континента Анастасию Григорьеву, а у кого с памятью все в порядке — прошедший с помпой пару лет назад в «Арена Рига» чемпионат Европы, скрывается много нелицеприятных вещей.
Итак, действующие лица — ведущие борцы Латвии, которых не допускают до чемпионата страны, Латвийская федерация борьбы (ЛФБ) в лице ее президента Дзинтарса Урбанчика, ветеран и историк борьбы Алексей Костырев и другие.
На этой неделе Анастасия Григорьева все же призналась — она ждет ребенка, а потому этот сезон пропускает. Можно только порадоваться за Настю и ее мужа, тоже в прошлом борца Иманта Лагодского. Пусть у них все будет хорошо.
«Настя Григорьева — это уникальный спортсмен. За всю историю латвийской борьбы, даже если брать мужчин, никто ничего подобного не добивался — четыре «золота» чемпионатов Европы, призер мирового первенства. Скажу только одно — вернуться ей после рождения ребенка на такой же высокий уровень будет чрезвычайно сложно. Более того, в женской борьбе соперничество заметно возросло. По технике, по агрессии, представительницы Азии уже ни в чем не уступают мужчинам. В Азии совсем другая конкуренция, а у Насти в Латвии нет даже спарринг-партнеров. А раз так, то снова сборы, снова заграница, снова дополнительные затраты. Все это непросто».
Впрочем, на этом хорошее заканчивается. В остальном — склоки, обиды, недопонимание и, как следствие, запреты, дисквалификации и даже... Некоторое время назад прямо у Олимпийского центра сгорел автомобиль президента ЛФБ Урбанчика. Злые языки поговаривали, что не просто так загорелась машина.
«Все может быть. У Урбанчика, как мне кажется, много врагов. Случайность это или нет — не знаю..., —Костырев не торопится быть следователем. — На самом деле многие недовольны его правлением. Так и говорят — хуже президента у нас никогда не было. Вы посмотрите, что сейчас с борьбой. Все идет вниз, результатов нет, если не считать Григорьевой. А где остальные? А тут еще конфликт федерации с ведущими борцами Латвии. На пользу это тоже никому не идет. Когда Урбанчика избирали, за него ручались люди из «Диназа», которые под это дело обещали спонсировать федерацию, но очень быстро от него отказались. А нам с ним теперь жить. А взять прошедший в Латвии в 2016 году чемпионат Европы? Мы от федерации так и не дождались финансового отчета. Куда делись деньги, как они тратились — непонятно».
Сегодня борьбе тяжело. Даже МОК (Международный Олимпийский комитет) одно время ополчился на классический вид спорта, с которого, вообще-то, и начиналось олимпийское движение. Нет зрелищности, нет интереса, нет телевизионных рейтингов — до свидания. Правда, до крайностей не дошло, и пока что борьба остается в олимпийской программе. Борьба — это не про коммерцию. Бои без правил, MMA — это деньги и очень даже большие. В остальном разве что Григорьева имеет возможность куда-то попасть, в ту же Индийскую коммерческую лигу и заработать хоть что-то. В Латвии, где в чемпионате страны в каждом весе больше двух девушек не заявляется, потому что их больше нет, об этом остается только мечтать. Да и мужской чемпионат страны с недавних пор стал падать.
Про конфликт федерации с ведущими борцами страны — это тоже никакой не секрет. Костырев напоминает его суть.
«Закончили свою карьеру Имант Лагодский и Арманд Звирбулис, а Альберт Юрченко неудачно сгонял вес. Не уложился, а в более тяжелую весовую категорию его решили почему-то не допускать. Наш сильнейший тяжеловес Дима Михайлов... Ему вообще запретили участвовать в чемпионате страны. Причина — якобы из-за того, что год назад он выступал на моем фестивале «Эйдар». Федерация почему-то стала от него требовать объяснительную. Но Михайлов принципиально заявил, что ничего писать он не будет. Таким образом, нашего ведущего борца от соревнований отстранила собственная же федерация. Абсурд!
Корень всех бед надо искать еще в 2016 году, когда я еще входил в правление федерации, и когда мы после чемпионата Европы требовали в письменном виде надлежащей отчетности. Такие турниры, в принципе, не могут быть убыточными, потому что все аккредитованные лица в качестве взноса платят приличную сумму. А таких были сотни и сотни — спортсмены, тренеры, судьи, обслуживающий персонал. А вышло так, что после окончания первенства долг федерации вырос на 100 тысяч евро.
Я стал, выходит, оппозицией и меня не переизбрали. Все потому, что я не провожу, это сегодня противоречит федерации. Отсюда все эти запреты. Знаете, какими бы не были амбиции, какими бы не были отношения с коллегами, нельзя так себя вести. У нас и так спортсменов нет. А Дима Михайлов, тем временем, стал чемпионом Латвии по панкратиону. Не исключено, что из борьбы он вообще уйдет.
Про экспозицию «Легендарные силачи» Костырев может говорить часами: «В отличие от выставки пятилетней давности, сейчас у нас не одна комната отведена под экспонаты, а четыре зала. Спасибо и руководству музея, и Владимиру Решетову. Посвящена она латвийским атлетам начала XX века и охватывает весь довоенный период. А это были легендарные личности. У Латвии в то время борцы были мирового класса. Латвия была на первых местах в рейтингах на чемпионатах России, на чемпионатах мира. Рига один из пятерки городов, где чемпионаты мира среди профессионалов вообще проводились. Это также Париж, Вена, Берлин и Санкт-Петербург».
На улице Альберта открывается целый пласт неизученного... Кто, например, знает Яниса Бургмейстарса (выступал за Россию под именем Иван Романов — родился в 1881 году в Риге, борцовскую карьеру начал на машиностроительном заводе Мантеля, через несколько лет о молодом спортсмене знал весь мир), Кристапа Вейланд-Шульца (был семикратным чемпионом представительных международных турниров, в 1917 году на «Чемпионате свободной России» в Киеве получил звание «Чемпиона», выступал на соревнованиях с такими прославленными борцами Российской империи, как Иван Поддубный, Иван Заикин, Иван Лебедев или Дядя Ваня. Шульц был равен этим звездам борьбы по титулам, превосходил многих из них по технике и уступал разве что в одном - весил на 20-30 килограмм меньше), или первого чемпиона мира среди любителей Арнольда Бауманна?
В Санкт-Петербурге в свое время существовал клуб «Латвия», в Москве — Замоскворецкий клуб любителей спорта возглавлял Миезитис. На Олимпийские игры 1912 года в Стокгольме в составе сборной Российской империи поехали сразу четыре борца из Латвии. Не только наш знаменитый земляк Янис Полис (стал первым обладателем золотой медали в греко-римской борьбе на Первой Всероссийской спортивной олимпиаде в 1913 году), но и Николай Фарнес, с которым в Швеции случился курьез — он проспал соревнования. Это исторический факт. Представлена в экспозиции уникальная награда — медаль с подвеской эстонца Георга Луриха, которую он завоевал в Дании в 1899 году.
Рига (в конце XIX начале XX веков — Лифляндская губерния, если быть точным) — ни много-ни мало, когда-то была борцовской столицей Европы. А наша федерация вообще в курсе?