Команда вышла на церемонию открытия Игр под белым олимпийским знаменем с пятью разноцветными кольцами, потому что странам, откуда вынуждены были уехать участники сборной, сейчас не до спортивных побед. Но свой рекорд – рекорд силы воли, рекорд выживаемости – эти атлеты уже вписали в историю олимпийского движения.
«Я покинул Южный Судан в 2005 году. Тогда там был конфликт, в Южном Судане. В то время мне было девять лет. Мой отец был солдатом. Мать одна поднимала детей… Это идея олимпийской сборной много значит для нас – беженцев.
Мы будем выступать под своим флагом, и о нас будут говорить. Понимаете? Это значит, что мы скажем миру: мы, беженцы, такие же люди, как вы. Понимаете?» - говорит легкоатлет Ич Пур Биль.
Он – один из тех пяти участников команды, кому путевку в Рио дал Спортивный центр для беженцев при Фонде мира Теглы Лороупе. Ич провел десять лет в лагере Какума, расположенном на северо-западе Кении.
Олимпийская сборная беженцев
Ич Пур Билль (21 год), Пол Амотун Локоро (24 года), Локоньен Роуз Натике (23 года), Лоалит Анджелина Наддай (23 года), Джеймс Ньяк Чингийек (25 лет) - южносуданцы. Йонас Кинде (36 лет), Эфиопия.
Йоланде Букаса Мабика (28 лет) и Пополе Мисенга (24 года) – из Демократической Республики Конго.
Юсра Мардини (19 лет) и Рами Анис (20 лет) – из Сирии.
Капитан команды – Тегла Лороупе, Кения.
«С тех пор, как я основала свой Фонд мира и спорта Теглы Лороупе, эти слова стали взаимосвязаны. Кое-что можно сделать в одиночку. Но когда нас много, мы можем сделать больше, достичь большего.
Спорт сам по себе мало что значит. Люди должны сами изменить свою жизнь. Но одну вещь спорт может сделать – это объединять людей. Он может перемещать людей с одного континента на другой. Вот мой пример. Если бы не спорт, я была бы в Африке, а не в этой части света. Спорт – это драйв, он увлекает собой многих и многих».
Идея создать олимпийскую сборную из беженцев пришла в голову Тегле Лороупе два года назад. Она нашла отклик у главы Международного Олимпийского комитета Томаса Баха. Олимпийский комитет поддержал создание Спортивного центра для беженцев при фонде мира Теглы в Найроби. Своих атлетов она присмотрела еще раньше, на соревнованиях, которые устраивал фонд, вовлекая молодежь из лагеря Какума.
КОНТЕКСТ
Тегла Лороупе ни разу не выиграла титул олимпийской чемпионки. Но ей принадлежат три мировых рекорда – в беге на 20, 25 и 30 метров. Пять побед на чемпионате мира в полумарафоне. Дважды в ее лице Африканскому континенту покорился сам Нью-Йорк. А еще победы на марафоне в Лондоне, Риме, Роттердаме, Бостоне, Гонконге, Берлине, Риме. Теперь ее называют легендой. Но все могло обернуться иначе для девочки из пастушьего племени покота.
Отец не желал, чтобы дочь посещала школу: в семье 24 отпрыска, надел земли, скот, дел по горло. Но Тегла настояла на учебе. В школе начала заниматься бегом, и долго еще брала на соревнования учебники и книги. Потом, уже в 2006 году, став послом спорта ООН, она помирилась с отцом, рассказав об этом журналистам так:
«Теперь мы друзья. Когда ты успешен, все хотят быть в дружбе с тобой. Он сказал, что сожалеет, что чуть не разрушил мою спортивную карьеру. Я сказала, что хорошо, что я была упорной и не послушалась его».
У Теглы никогда не было своей семьи. Когда-то она хотела стать монахиней, чтобы убежать от деспотичной власти отца. Сейчас ее называют мамой пять человек, вместе с которыми она отправилась в Рио.
В олимпийской сборной беженцев, помимо бегунов из Южного Судана участвуют марафонец из Эфиопии, живущий в Люксембурге, двое дзюдоистов из Демократической республики Конго, нашедших приют в Бразилии, и двое пловцов из Сирии.
У каждого из них за плечами – своя драма, своя боль. Во время пресс-конференции дзюдоист Пополе Мисенга не мог сдержать слез: «Вдруг моя семья, которую я потерял столько лет назад, сейчас смотрит меня по телевизору! Дайте только знать – я куплю вам билет в Рио!»
А 18-летняя Юсра (Ясра) Мардини рассказала, что теперь ненавидит море. На утлой лодке, взявшей на борт 16 человек вместо шестерых, она прибыла из Турции на греческий остров Лесбос. Почти четыре часа Юсра с сестрой гребла и толкала суденышко, когда заглох мотор.
«Я ведь пловчиха – для меня было бы позором утонуть», – говорит Юсра, которая в 2012 году выступала за Сирию на Чемпионате мира.
Добравшись до Германии, она попала к тренеру Свену Шпаннекребсу, который разглядел в девушке хороший потенциал:
«Она почти немка – та же педантичность, организованность, дисциплина! Сначала мы рассчитывали, что она будет готова к Олимпиаде-2020 в Токио. Но порой события развиваются быстрее, чем можно предположить».
Из Турции прибыл в Европу и Рами Анис: сел на надувную лодку и пустился на остров Самос. Сейчас живет и тренируется в Бельгии.
За успехами сборной беженцев были бы рады следить по телевизору и обитатели латвийского центра для соискателей убежища в Муцениеки, но у них, к сожалению, такой возможности именно сейчас нет.
Руководитель общественной организации «Убежище «Надежный дом»» Сандра Залцмане показала видеоролик об участии Рами Аниса в Олимпийских играх живущим в Муцениеках сирийцам, подавшим на статус беженца в нашей стране. По ее словам, люди отреагировали очень эмоционально:
«У нас в обществе проводилось обучение для прибывших в Латвию беженцев, и одной из актуальных тем была Олимпиада. Мы показали сюжет о Рами Анисе – и они плакали, потому что увидели, что человек, точно так же бежавший из Сирии, не отринул свои цели, продолжил заниматься спортом и теперь выступает на Олимпиаде, неся в мир имя своей страны.
Они очень сопереживают своей родине, очень сожалеют, что лишены возможности жить там полноценно. Они сказали: хоть бы он выиграл! И еще они надеются, что в Рио всё пройдет спокойно, без эксцессов».
В центре для беженцев в Муцениеки идет ремонт – телевизор временно не работает. Может получиться так, что поживающие там сирийцы не смогут следить за спортивными успехами своих соотечественников.
Если у вас есть возможность пригласить этих людей в спортивный бар или кафе, где будут идти прямые трансляции матчей – свяжитесь с редакцией Латвийского радио 4 в соцсети Facebook.