Вымирающие села — еще обжитые, но погружающиеся в забвение

Обратите внимание: материал опубликован 9 лет назад

В прошлом году в Латвии стало на 84 поселка меньше. Государственная Земельная служба и самоуправления поясняют, что многих ликвидированных деревень в природе и не существовало, поэтому и их границы в территориальных планах не отображены. Из зарегистрированных 6500 сел по адресному регистру Земельная служба на карте может указать лишь треть.

Лучше всего в прошлом году административный порядок на своих территориях навели края Курземе и Земгале. Люди до сих пор живут во многих ликвидированных селах, которые теперь, правда, больше похожи на хутора.

По словам Гунара, жителя Брукны —одного из ликвидированных сёл в Бауском крае — раньше здесь домов и людей было много, но многие уехали искать лучшей доли за границей. Хозяин другого хутора, Юрис, рассказал, что местечком Брукна сегодня считаются пять домов, расположенных довольно далеко друг от друга, и усадьба Брукна, от названия которой, скорее всего, и произошло общее название.

Рядом с домом Юриса действительно стоит большое здание, где раньше находилась школа. Дом заброшен, через выбитое окно видна дровяная печь.

Пенсионер Екаб живет в селе уже 30 лет. По его словам, за это время тут не стало многих домов — одни хозяйства разорились, из других уехали люди. Его дети вряд ли захотят здесь хозяйствовать, поэтому он не представляет, какое будущее ждет село. У соседки Инги похожая история — один сын уехал за границу, второй работает в Сунтажи и в гости приезжает раз в месяц.

Хозяйка еще одного хутора — Вероника — рассказывает, что земля здесь есть, но у людей нет техники, чтобы ее обработать.

Дума Бауского края говорит, что в принятый еще в 2012 году план территории село не включили, поскольку физически оно уже давно прекратило существование, и это название просто было удобно использовать, чтобы ориентироваться в адресах.

В Курземе, в Салдусском крае, в прошлом году статуса поселка лишились 9 поселений. Как рассказала Вилма, живущая в бывшем селе Цальлаукс, его жители разъехались в центры экономической активности или за границу. Многие дома разрушились. Хотя вот Лиене, дочка Вилмы полтора года назад, наоборот, вернулась из Риги жить на селе.

В отличие от Земгале, оставшиеся жители недовольны тем, что у них отняли статус поселка.

Лиене считает, что в самоуправлении не изучили ситуацию, не учли все факторы, ничего не обсудили с жителями, а просто взяли и приняли решение. Статус поселка хоть как-то сплачивал хутора, а теперь остались лишь названия.

В Цальлауксе обжиты 15 домов, строятся новые, неподалеку есть и активные крестьянские хозяйства. Лиене считает, что муниципалитету нужно лучше развивать инфраструктуру края: сегодня сюда сложно проехать во время оттепели.

Недалеко от Цальлаукса ликвидировали также название села Гребутниеки. Здесь жителей совсем мало. Местная жительница Инесе говорит, что упразднение статуса ее не печалит, она продолжает жить своей жизнью.

Еще одно село в Салдусском крае — Ликупены — отличается большим числом жителей. Здесь есть даже два многоквартирных дома, несколько частных домов, активное крестьянское хозяйство, а в центре села действующая библиотека, магазин и даже дом культуры.

Дума Салдусского края поясняет, что названия сел упразднили, руководствуясь числом жителей, чтобы привести в порядок адресный регистр: 50 сел ликвидировали, 24 осталось, но жителей населенных пунктов эти перемены практически не затронули.

За прошлый год в Латвии стало на 84 села меньше.

В среднем за год в стране ликвидируют около ста названий сел. Но это не означает, что все они вдруг опустели.

Как говорит представитель Земельной службы Янис Карро, не все самоуправления следят за изменением численности жителей и подают данные. Например, непонятно, что происходит в Резекненском крае: судя по старым данным, там находится 1146 поселков. Но такого просто не может быть, потому что в Латвии всего 6000 сел. Карро надеется, что со временем все самоуправления приведут в порядок свои адресные регистры.

Критерии, по которым определяется статус поселка, довольно общие — на территории должны быть сконцентрированы постройки, там должны постоянно жить люди и иметься соответствующая инфраструктура. Но хотя официально  многих сел уже нет, жизнь теплится и там, хотя уже и на излете.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное