Житель Валкского края Иварс Палейс свою первую встречу с медведем запомнил на всю жизнь. Мужчина возился во дворе своего хутора, потом зашел в дом и уже в окно увидел нежданных гостей. Два медведя подошли к дому и как ни в чем не бывало стали всюду шарить в поисках еды, и даже класть лапы на окно
«Я кричал на них из окна, а медведи отбегут немного в сторону, и снова возвращаются. Не боятся. Просто продолжают делать то, что задумали. Рыскают всюду, ищут еду. Я уж не знаю, какое там у медведей меню, — рассказывает хуторянин. — Видно было, что помидоры и бобы им не понравились, не пришлась по вкусу и мелкая морковка, оставленная в огороде. У нас медведи пытались теплицу порвать. А у соседей они рылись в мусорных баках, лезли в хлев и даже машину поцарапали».
Местные жители обратились за помощью в Управление защиты природы. Специалисты попытались зверей спугнуть и загнать глубже в лес. Но в итоге медведи переместились из окрестностей Валки в Смилтенский край и снова взялись за старое: стали бродить по дворам и огородам.
Поэтому было принято решение их усыпить, поместить в клетки и разлучить. Специалисты надеются, что порознь медведи уже не будут такими смелыми и наглыми.
В последние дни охотники установили слежку за медведями. И сегодня к месту их расположения отправилась целая команда специалистов, рассказывает директор Департамента защиты природы Управления защиты природы Гита Строде.
«Это и специалист из Эстонии, у которого есть опыт стрельбы усыпляющим веществом, и наш специалист, который тоже это уже делал. Еще ветеринары, которые имеют право рассчитывать и определять дозу, необходимую для усыпления медведя. А также охотники, которые помогают выследить, а потом перенести зверей в клетки, если их действительно удастся усыпить», — перечисляет она состав экспедиции.
Впрочем, «если» тут ключевое слово. «Ничего нельзя предугадать. Мы можем прождать всю ночь, а медведям может вздуматься сегодня отправится в другое место», — признает Г. Строде.
По оценке зоологов, медведям всего 2 с половиной года. На самом деле это еще подростки, которых когда-то маленькими подобрал и выкормил человек — потому-то они и не боятся людей и приходят к домам в поисках еды. Дикие звери себя так не ведут, поясняет ведущий в Латвии знаток медведей Янис Озолиньш, доктор биологии и научный работник латвийского государственного научного института леса Silava.
В успех операции по разлучению зверей Янис Озолиньш верит слабо. «Я отношусь скептично, потому что нет у нас таких совсем безлюдных мест. А то, что они будут разлучшены… [...] У них уже есть опыт, есть инстинкт возвращения. Я думаю, это не даст никакого результата», — говорит он.
Если медведи снова возьмутся за старое, скорее всего их придется ликвидировать, считает специалист, поскольку для размещения таких больших зверей сейчас в Латвии нет места ни в Лигатне, ни в каком-то из зоопарков. Нет даже места, где животные могли бы переждать на карантине три месяца, чтобы их могли отправить в какую-либо другую страну или зоопарк.
Как подчеркивают защитники среды, если бы нашедший медвежат человек сразу сообщил о них в Управление защиты среды, все могло бы быть иначе.