Раньше колокола звонили только в 11 утра перед богослужением на латышском, однако уже полгода в 8.45 верующих зовут на девятичасовую службу.
«Я не имею ничего против верующих, католиков или богослужений. Встречайтесь, это можно только приветствовать... Но звон, который в последние полгода будит весь район около 8.30 — это невыносимо», — говорит местная жительница Зане.
Особенно трудно сейчас: родители вынуждены и трудиться, и следить за сидящими дома детьми, и помогать им с учебой, поэтому выходные — единственная возможность выспаться. И колокольный звон в 9 утра многим не нравится.
«Этот звон такой громкий, ужас. Мне так, во всяком случае, кажется. У тех, кто спит, такое ощущение, что голову в колокол засунул. Бом... Бом... Больше двух минут. За какие грехи мы вынуждены каждое воскресенье вставать в полдевятого утра? Я это хотела бы понять», — говорит Зане.
Правда, звон мешает не всем: большой колокол находится на одной стороне церкви, и те, кто живет у другой стороны, звона почти не слышат.
«Я живут рядом. Буквально в 100 м отсюда, но я не слышу. Мне не мешает», — говорит Кира.
Байбе же, например, колокольный звон нравится: «Я могу открыть окна и стоять. Я в восторге, что здесь живу, и всегда есть звон колокола».
«Если ты спишь, тебе мешает, когда звонят. Если не спишь, то не мешает», — считает Бригита.
Заре говорит от имени нескольких своих соседей, которые уже полгода пытались смириться с воскресным звоном — но из уважения к верующим молчали.
«Я думаю, что мы могли бы найти какой-то компромисс... найти какой-то способ, чтобы и волки сыты, и овцы целы», — говорит Зане.
Священник Илмар Толстовс в саласпилсском приходе служит только полгода. Когда он вступил в должность, пришли верующие с просьбой о том, чтобы перед богослужениями на русском языке звонили колокола. Сам священник перед службой принимает исповеди, поэтому не слышит, как звон оглашает округу.
«Кажется, мужчина, который звонит по утрам в 9, достаточно сильный, колокол тоже большой — и поэтому получается такой объемный звук, есть разные колокола. И этот колокол, может быть, такой же, как в Аглонской церкви. Когда со всей силы звонишь, достаточно громкий», — рассказал пастор.
Колокол не находится, как это принято, в закрытой башне — но рядом с церковью, на одном уровне со 2-м и 3-м этажом жилых домов.
Толстовс пообещал, что попытается найти решение. Он, однако, огорчен, что жители сразу не пришли к нему с проблемой.
«С учетом того, что воскресное утро достаточно ранее, я думаю, мы попробует это сделать тише. Хотя, когда в 9 утра приходят люди — их около 70 — они хотят этот звон слышать. Здесь такая дилемма. Они высказали желание. И мне сказать — нет, не будем звонить, не очень... Я думаю, мы найдем компромисс между теми, кто в воскресенье идет в церковь, и теми, кто хочет отдохнуть», — отметил Толстовс.