В предвыборный год Рижская дума потратила на договоры со СМИ 1,2 млн евро

Рижская дума, ее структуры и предприятия в прошлом предвыборном году на различные радио- и телесюжеты, а также публикации в СМИ потратили 1,2 млн евро. В некоторых случаях оплаченные материалы четко отделены от обычных, где-то граница не столь очевидна, убедилась передача LTV «Запрещенный прием».

В прошлом году весь латвийский рекламный рынок — телевидение, радио, интернет, журналы и газеты — составлял более 70 млн евро. И Рижское самоуправление — заметный игрок в этой сфере. Например, для прессы в прошлом году муниципалитет был крупнейшим рекламодателем.

Rīgas satiksme — 140 тысяч евро

Закон предполагает, что купленная информация должна быть в рекламном блоке. Если материал оплатили, он не может быть новостным, спонсора надо указывать.

Однако узнать у думы и предприятий конкретные даты и время, когда информационные — оплаченные — материалы появились в СМИ, проблематично.

Rīgas nami — 170 тысяч евро

100 000 евро — SIA Media Profile (Rīga Viļņi, kasjauns.lv и т.д.)

30 000 евро — SIA Media Sence

30 000 евро — SIA Komunikatīvo risinājumu projekti (EHR Русские хиты, EHR SuperHits, European Hit Radio)

В Rīgas centrāltirgus говорят, что детальная информация просит слишком много рабочих ресурсов, и более пространного ответа не будет. Rīgas nami о конкретной публикации обещает ответить в указанное законом время — в течение месяца. Rīgas satiksme сообщает, что статей и интервью, улучшающих имидж предприятия, в прошлом году не было.

Отдел общественных отношений — 180 тысяч евро

47 844 евро — SIA Komunikatīvo risinājumu projekti (EHR Русские хиты, EHR SuperHits, European Hit Radio)

21 078 евро — радио SWH и SWH Plus

20 000 евро — Latvijas radio 2

19 490 евро — радиo Skonto

18 000 евро — SIA Baltijas mediju reklāma (ПБК, REN TV, НТВ Мир)

10 000 евро — Latvijas Televīzija

10 000 евро — TV24

Около 16 тысяч евро — печатные СМИ

Лайла Иване, глава Отдела общественных отношений Рижской думы, на присланные по почте вопросы о конкретном времени и датах не ответила. И перестала брать трубку.

Частично на вопросы ответил Департамент образования, культуры и спорта. А Департамент сообщения готов указать на каждую публикацию, но при этом, например, нельзя узнать, что скрывается за договором на 10 тысяч евро с фирмой Baltijas mediju reklāma, которая предоставляет рекламу на Первом Балтийском канале, поскольку подробности о заключенных соглашениях запрещает давать само СМИ, основываясь на Коммерческом законе. В департаменте только сказали, что способ подачи информации выбирает само медиа.

Департамент сообщения — 37 тысяч евро

10 000 евро  SIA Baltijas mediju reklāma

5 000 евро  SIA Baltkom radio (Mix FM)

До 4 тысяч евро — SIA Ātruma cilts (Zebra, LTV), радио SWH, SIA Komunikatīvo risinājumu projekti (EHR Русские хиты, EHR SuperHits, European Hit Radio), SIA Media Profile (портал kasjauns.lv), SIA Mediju nams (Neatkarīgā Rīta Avīze)

Департамент сообщения, например, рассказал, что платил за публикации 15 декабря и 16 ноября в газете Neatkarīgā Rīta Avīze. В газете от 16 ноября на 10-й странице в рубрике Lietišķā Rīga опубликовано интервью с главой ведомства Эмилсом Якринсом. Но указания, что публикация платная, там нет.

На следующей странице — разговор с вице-мэром Андрисом Америксом, который рассказывает о достижениях Рижского порта. И только на 13-й странице в самом низу мелкими буквами указано, что приложение Lietišķā Rīga подготовлено совместно с различными компаниями и содержит платные материалы.

Та же ситуация — и с опубликованными 15 декабря в рубрике Gada nogalē интервью с Якринсом, Америксом и главой Центрального рынка Андрисом Морозовсом. Указание, что материалы платные, — на другой странице.

Формально требования соблюдены. Глава отдела рекламы Neatkarīgās Rīta Avīze Вивита Зиединя рассказала, что такова практика газеты — создавать приложение, а в конце указывать, что рубрика платная. Есть и другие публикации о рижских чиновниках, в бесплатных разделах.

Департамент образования, культуры и спорта — 120 тысяч евро

49 593 евро — Latvijas Televīzija

10 080 евро — SIA Media Sence, SIA Rīgas Viļņi, SIA Media Profile (издательство Rīgas Viļņi, журнал Kas jauns, портал kasjauns.lv)

9 406 евро — SIA Dienas mediji (газета Diena)

8 627 евро — радио SWH

6 999 евро — SIA Komunikatīvo risinājumu projekti (EHR Русские хиты, EHR SuperHits, European Hit Radio)

Интернет-портал kasjauns.lv, принадлежащий издательству Rīga Viļņi, рижские деньги получает через агентство Media Profile. Рекламу на портале размещает Департамент образования, культуры и спорта. Публикаций много, в конце каждой указано: «В сотрудничестве с Рижским самоуправлением».

Позволяют ли читателю слова «в сотрудничестве с» понять, что материал платный, — вопрос без ответа. Закон формулировку под публикациями не регламентирует. У СМИ отличается размер шрифта — где-то он больше, чем в оплаченной статье, где-то фраза совсем незаметна. Правил на этот счет тоже нет.

В 2016 году радио SWH, например, получило деньги за рубрику Rīgas aktualitātes, которую пускали в эфир в рекламном блоке. До и после сюжета говорилось: «в сотрудничестве с Рижской думой». Янис Терешко, редактор службы новостей SWH, признал, что люди не углубляются в детали, — и он не уверен, что аудитория понимает истинное значение формулировки. В эфире SWH также есть программа Par aktuālo Rīgā, где Америкс отвечает на вопросы слушателей. Коммерческий директор радио Филип Рубенис указал, что передача не оплачена, и вопросы не всегда приятные.

Но ни радио Skonto, ни Рижская дума не рассказывают, когда, какая информация и в каком виде идет в эфир в рамках соглашения. Станция, чтобы получить эти данные, призвала прислать письмо — и дальше по почте. Latvijas Radio 2, согласно договору, предлагает слушателям Rīgas ziņas, четко указывая, что программу оплатила Рижская дума.

Департамент благосостояния

3998 евро — SIA Ozermedia (LNT, Dzīvīte)

На European Hit Radio, где Rīgas ziņas также передают в рекламном блоке, нет никакого указания, что именно эти новости оплачены.

В 2016-м самую большую сумму от Рижской думы получило Latvijas Televīzija. Нора Зейботе, директор отдела продаж, пояснила, что за эту сумму время ни одной передачи не купили, но, например, создали рекламу различных столичных праздников, соответствующим логотипом украшали часы перед новостями. Кроме того, записывали концерт Kino gars, и дума также платила за использование архивных материалов LTV.

Одно исключение все же было — 3900 евро Департамент сообщения Рижской думы заплатил за передачу Zebra на LTV через продюсерскую группу Ātruma cilts. Узнав об этом, LTV сотрудничать с авторами программы отказалось.

На Первом Балтийском канале, который об условиях договора не сообщает, Rīgas ziņas как таковых нет. Было несколько интервью с Нилом Ушаковым, но не больше, чем с представителями других партий. Была также новогодняя речь рижского мэра, но — платили ли за нее и сколько, является ли это частью договора, муниципалитет не рассказал.

Рижский центральный рынок — 135 тысяч евро

35 000 евро — SIA Mediaservice (Tava programma, Televīzijas programma, «Вести», «Суббота», «7 секретов»)

31 000 евро — TV Latvija (TV24)

30 000 евро — SIA Ren TV Baltic

20 000 евро — SIA Adline («Вести сегодня»)

19 000 евро — SIA PHD Latviai

16 000 евро — SIA Vesti Reklama («Вести сегодня»)

15 000 евро — SIA Komunikatīvo risinājumu projekti (EHR Русские хиты, EHR SuperHits, European Hit Radio)

14 000 евро — SIA Mediju nams (Neatkarīgā Rīta Avīze и т.д.)

У канала TV24 заключен с Рижским центральным рынком договор на 31 тысячу евро — на эти деньги делают передачу Tirgus pērle, которая идет утром рабочего дня. Ясного указания на то, что программу оплачивает рынок, нет, но этого не требует и закон. Сюжеты идут с логотипом рынка, в конце указано, что программа создана в сотрудничестве с предприятием — и формально все в порядке. 

Крупнейший в данный момент в Латвии телеканал TV3 ни в одном из рекламных договоров Рижской думы или ее предприятий не фигурирует, но все позиции муниципалитет не афиширует. Однако на канале идет Sveika, Rīga — утром субботы с прошлой осени в передаче сообщают о столичных новостях, а также задают вопросы мэру. Но в финальных титрах среди создателей фигурирует некий Станислав Кокшаров, который, как оказалось, сотрудник Отдела общественных отношений Рижской думы, а не телеканала. Кроме того, в передачу «включен продакт-плейсмент».

Со СМИ договоров нет

Департамент жилья

Департамент городского развития

Финансовый департамент

Департамент собственности

Rīgas namu pārvaldnieks

Rīgas gaisma

Rīgas meži

Владелец телеканала — MTG Latvia — подчеркнул, что следует нормативным актам, но детальную информацию о программах, сотрудничестве с продюсерами и рекламодателями прямым конкурентам не передаст.

Прошлой осенью Отдел закупок Рижской думы заключил с издательским агентством Mediaservice договор на 329 тысяч евро. Еще более 50 тысяч пришли от рижских предприятий. Осенью 2015-го суммы были больше — 600 тысяч евро. Zīme, издательство медиа-группы, выпускает еженедельные газеты на русском языке — «Суббота», «7 секретов», «Вести», а также телепрограммы по-русски и по-латышски. Муниципальные средства идут главным образом на популяризацию принадлежащих думе фондов и портала riga.lv, а также интервью с должностными лицами.

В 2015 году оборот Zīme составлял около 1,8 млн евро — значит, Рижская дума обеспечила треть бюджета. Поговорить с главредом издательства Владимиром Шулаковым по этому поводу не удалось, на оставленный телефонный номер никто не перезвонил.

Первая рижская больница — 40 тысяч евро

17 000 — SIA Mediaservice (Tava programma, Televīzijas programma, «Вести», «Суббота», «7 секретов»)

16 000 евро — SIA Pirmais Baltijas kanāls

7 000 евро — SIA Media House

Программа «Запрещенный пример» 5 апреля сообщила представителю думы Иване, что хотела бы сделать 15-минутное интервью — спросить мэра о заключенных со СМИ договорах: какие, например, есть приоритеты, критерии, с кем соглашения заключили.

Уже 6 апреля пришел ответ, что Ушакова в Латвии нет. Позже, когда он вернулся, журналистам написали: «в связи с занятостью председателя думы в данный момент не можем предложить время на интервью. Если такая возможность появится, проинформируем вас о доступном времени».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

Самоуправления
Новости
Новейшее
Интересно