На выходных муниципальная полиция Лиепаи получила информацию, что некая компания разрисовывает бетонные ограждения. Были задержаны четыре горе-художника в возрасте от 20 до 27 лет. Месяц назад стражи порядка задержали мужчину 33 лет: он красной краской малевал на фасаде одного из домов. Начальник Аналитического отдела муниципальной полиции Лиепаи Каспар Варпиньш рассказал, что в 2018 году задержали 11 «пачкунов», в прошлом году — шесть, в этом году — девять человек. Часто это компании. Как полиция узнает о тех, кто портит стены?
«Чаще всего узнаем от жителей, они звонят, заметив пачкунов, и, реагируя на эти звонки, мы их можем поймать. Было пару раз, что во время патрулирования замечали. Но пачкуны обычно «на стреме» стоят, смотрят, не едет ли полиция. Потому лучше всего, когда жители звонят, благодаря им мы успеваем пачкунов задержать. Обычно на вызов отправляется ближайший патруль, а пачканье занимает немало времени», — рассказал Варпиньш
Стены разрисовывают маркерами, краской из баллончиков, однажды задержали человека с распылителем краски емкостью в пять литров. Каспар Варпиньш напомнил, что делами «пачкунов» занимается Госполиция — за порчу имущества полагается уголовная ответственность. Представитель Коммунального управления Лиепаи Айгар Шталс пояснил, что очисткой краски с имущества самоуправления занимаются коммунальщики:
«Речь в основном об электрораспределительных шкафах, дорожных знаках, другой городской инфраструктуре. Но этой весной такого безобразия намного меньше, в очень небольшом объеме, и у нас нет необходимости в дополнительной работе по очистке. Видимо, объясняется это и чрезвычайной ситуацией, и влиянием введенных ограничений»
На многих зданиях годами остаются старые «произведения», где-то их закрашивают, но особенно обидно, когда нарушители портят стены только что отремонтированного дома. Инженер по эксплуатации зданий обслуживающей компании Liepājas namu apsaimniekotājs Гинт Виксна говорит, что жители редко проявляют инициативу для очистки зданий от граффити. Всплеск интереса был в 2016 году, когда Лиепайская дума выделяла софинансирование для приведения домов в порядок:
«Там, где сейчас реновированные дома — пока новый дом и там кто-то что-то нарисовал, то хотят это всё закрасить. Но так – инициатива очень незначительная, потому что всё упирается в деньги. И, как мы знаем, даже если сейчас мы закрасим, то через некоторое время опять это возобновится. Цена вот этой работы очень зависит от объема — насколько рисунок большой. Есть некоторые отдельные участки — тогда подешевле обходится, но бывает, что весь первый этаж надо перекрасить. Я тут посмотрел, что было тогда, в 2016 году, там цифры колеблются — у какого-то дома 52 евро, но самый дорогой — 828»
Сложно и правильный оттенок краски подобрать, ведь она со временем выцветает, и после закрашивания может получиться некрасивое пятно. Приходится перекрашивать большой участок стены, что значительно дороже. Виксна рассказал, что заявки на софинансирование Лиепайской думы подавали тогда 69 домов, реализовано было около полусотни проектов. Остальные отказались, ведь дума не могла дать более ста евро, а во многих случаях расходы были намного больше. Жители не хотели тратить так много из накоплений дома. Заместитель исполнительного директора Лиепайской думы по делам собственности Мартиньш Тиденс напомнил, что программа софинансирования 2016-2017 годов на очистку граффити была экспериментальной:
«В 2016-м программа была довольно успешной, запрос был хороший, потому что присоединились большие дома, у которых была надобность снять этот вандализм со своего дома. Было примерно сто проектов на общую сумму 11,5 тыс евро. В 2017 году эта активность снизилась довольно резко, и были только 24 запроса на общую сумму примерно 2,5 тыс евро. И это связано с тем, что большие дома были уже сделаны, и остались такие старые дома, в которых несколько владельцев, и там проблема возникла: они сами не могут принять решение это сделать. Потом, в 2018 году, мы хотели идти шире, программу сделать такую основательную, и спросили мнение у Министерства охраны окружающей среды и регионального развития. Министерство нам указало, что по существующим нормативным актам такую программу сейчас нельзя сделать»
Тиденс рассказал: когда в 2018 году был открыт закон «О помощи в решении квартирного вопроса», Лиепайская дума отправила свои поправки не только в Сейм, но также в Ассоциацию крупных городов Латвии и Союз самоуправлений. Лиепайчане хотели, чтобы самоуправление могло софинансировать очистку фасадов домов. Но предложение не было принято во внимание.