На месте развалюх в одних случаях территория будет приведена в порядок, в других – улучшат инфраструктуру. Под снос пойдут недостроенные и заброшенные объекты, а также разваливающиеся или сгоревшие дома в частном секторе.
К примеру, на Новом Форштадте, который является одним из крупнейших микрорайонов города, стоит целый комплекс – неработающий детский сад и примыкающее к нему недостроенное кирпичное здание в три этажа.
Прямо к этим зданиям примыкает несколько жилых пятиэтажек. Одна из их жительниц Людмила Константиновна со своей подругой не рада такому соседству:
«Вечером мы не выходим из дома. Всякое бывает. Молодежь вот тут. Я сидела вот тут буквально неделю назад. Окна были целыми. Первый этаж давно забили. Мама родная! Идут такие 12-летние, берут булыжник - и по стеклам».
Для женщин, проживших в районе не один десяток лет, любое изменение к лучшему – в радость.
«Нам всё равно: хоть садик, хоть поликлиника, но чтоб не было такого – идут малолетки, берут камень, второй этаж – и сразу стекла нету, на следующий день смотрю – уже рамы нет. Вокруг хожу, за кошкой прогуливаюсь, а там – вообще, что творится».
На Минской улице, где расположен заброшенный детский сад, планируется построить докторат и медцентр. Бывшее здание детсада будет отремонтировано, а недострой полностью снесут.
Зампредседателя Даугавпилсской думы Петерис Дзалбе объяснил: «Здание бывшего детского сада на ул. Минскас, 1 – трехэтажное недостроенное кирпичное здание находилось на земле собственника. Самоуправление произвело обмен земли с частным лицом, и мы получили легальное право его снести».
Первые работы по снесению старых строений проведены в районе ул. Терветес, где в планах самоуправления построить открытый 50-метровый бассейн. Работы на этом участке проводило муниципальное предприятие Labiekārtošana-D, рассказал ее руководитель Сергей Благовещенский:
«Сейчас работы выполнены, и объект сдан. Особых трудностей не было, единственное – старались сохранить все деревья, которые там находились. Это всё-таки лесопарк, и у нас это получилось, ни одно дерево не пострадало».
Благовещенский пояснил: технически такие работы не сложны, но в конкурсах на демонтаж они участвуют наравне с другими коммерческими предприятиями.
«На данный момент думой проводится конкурс на снос зданий по улице Дзинтару, 83 – но, насколько я сегодня получил информацию, мы его не выиграли», – отметил он.
Единственная проблема, с которой пришлось столкнуться – утилизация строительных отходов: «Старые технологии допускали такие материалы, как шифер – асбестсодержащие. Сейчас это всё запрещено, они считаются опасными отходами – но мы с этим справляемся, у нас есть договоры с компаниями, которые занимаются утилизацией такого рода отходов».
Петерис Дзалбе рассказал, что в течение трех месяцев планируется снести 10 строений: «Дальше работаем с теми зданиями, где еще не в порядке документация, чтобы можно было сносить и другие здания».
Самый сложный момент в процедуре подготовки зданий к сносу – поиск собственников и дальнейшие переговоры с ними. Нередко у объекта имеется несколько владельцев:
«Часто сталкиваемся с тем, что в многоквартирных домах имеем 1-2 собственников, которых не можем найти, с которыми не можем договориться о сносе, тогда самоуправление за 1 евро выкупает данную собственность и после того, как вся собственность переходит самоуправлению, подготавливается техническая документация о сносе конкретного здания, и оно сносится».
В планах самоуправления – освободить город от старых сгоревших и бесхозных зданий и в перспективе улучшить окружающую среду и инфраструктуру. В этом году на демонтажные работы запланировано финансирование в 100 тысяч евро, которые полностью выделены из бюджета Даугавпилса.