В Латвии есть единый регистр, в котором обобщены данные обо всех детях школьного возраста. Самоуправления четыре раза в год получают сведения из этого регистра и разыскивают детей, которые не числятся ни в одном учебном заведении. Специалист по защите прав детей Управления образования Лиепаи Даце Лиепа рассказала, что на данный момент в городе не досчитались 620 детей, начиная с пятилетнего возраста. С 2008 года это число ни разу не опускалось ниже пятисот. Этих якобы пропавших детей надо найти.
«И мы узнаем, что эти дети и люди выехали из страны, они находятся где-то в Англии, Ирландии, Германии. На данный момент примерно 520 детей находятся за рубежом. В прошлом году у нас было 20 человек, которых мы никак не можем найти! Мои коллеги, полиция, они ходят по адресам, смотрят – ну нет этих людей, и нет никого, кто может сказать: «Да, я знаю, они уехали». Я вполне уверена, что они тоже за границей, просто некому сказать, что они уехали», - считает Даце Лиепа.
Даце Лиепа говорит, что ежегодно регистрируется 15-20 таких случаев. Есть и другие причины, почему ребенка нет в образовательном учреждении. К примеру, ребенку пять лет, в детский сад он никогда не ходил, и вот настало время начинать подготовку к школе.
«А мама не хочет: «Зачем мне его пускать в детский сад? Я его сама могу подготовить к школе». В таких случаях мама пишет заявление, мы его [ребенка] оформляем к какому-нибудь садику, где мама может получить методические указания, чтобы она могла сама подготовить ребенка к школе», - пояснила Даце Лиепа.
В среднем таких детей в Лиепае десятка два ежегодно. Даце Лиепа подчеркнула, что это совершенно нормальная ситуация, закон допускает домашнюю дошкольную подготовку. В последнее время реэмиграция идет немного активней, чем раньше, в Лиепаю тоже возвращаются немало семей. Хотя, конечно, намного меньше, чем покинули страну.
«В каждой школе почти есть такие, которые приехали. Но я не могу сказать, что это «Ох, сейчас все вернутся». К сожалению, эта тенденция, что люди за границей живут, что они уезжают, это остается, ничего не меняется. Но я хочу еще сказать, что если тут у них квартира, они задекларированы здесь, они не хотят прервать эту связь. И мне хочется верить, что люди, наверное, думают, что они приедут обратно», - признала специалист по защите прав детей Управления образования Лиепаи.
По закону, в течение года после отъезда семьи за ребенком сохраняется место в школе – вдруг люди передумают и захотят вернуться? Лиепайская 5-я средняя школа – крупнейшая в городе по числу учеников, в этом учебном году здесь учатся почти 1200 человек. Директор школы Инта Корнеева рассказала, сколько мест держится «в запасе»:
«Сейчас у нас 9 таких, два с прошлого года еще есть, которые уехали где-то в декабре, и семеро уехали в этом году. В последние годы, где-то лет пять, так оно и есть – 9, 12, 8, так оно держится».
Инта Корнеева добавила, что родители крайне редко забывают поставить в известность школу об отъезде семьи, но раз в год-два такое все же случается. И классные руководители быстро выясняют, в чем дело. Детей, которые вместе с семьями вернулись из-за границы и снова сели за парты, в 5-й школе ежегодно 7-10 человек.
«Сейчас у нас два ребенка из Германии, которые пока не говорят по-латышски. Мы учим их дополнительно, и они сами учатся, когда в коллективе. Поначалу это трудно, дети идут на консультации, мы даем им факультативные занятия по латышскому языку. Довольно-то быстро они осваиваются в школе, 2-3 месяца и они учатся, как все дети. Прадед или прабабушка были из Латвии, и вот сейчас [семья] вернулась. Но это тоже нетипично, немного таких детей. У меня есть информация, что еще одна семья хочет из Германии приехать обратно, но после Нового года», - говорит Инта Корнеева.
Для семей, вернувшихся из Германии, отдавать детей учиться в 5-ю среднюю школу – самый логичный выбор, в этой школе углубленно изучают немецкий язык.
Данные по всей Латвии – сколько детей недосчитались латвийские школы в этом году – будут известны в декабре.