Лиепайская школа-интернат находится в здании, которое ей давно велико. Когда-то здесь было триста детей, сейчас – намного меньше. Директор школы Гунта Лауберга говорит, что судьба учебного заведения обсуждается уже года два:
«Первый вариант, который нам нравился больше всех других вариантов – это было нашу школу реорганизовать в обыкновенную основную школу, девятилетку, с особыми программами, где больше работать руками, где много спорта. Это, значит, была бы такая необычная программа, которой нет в других наших лиепайских школах. Потом появился другой вариант, поскольку количество детей у нас сокращается с каждым годом и заметно сокращается, поэтому появился вариант, что нас филиалом присоединят к какой-нибудь другой лиепайской школе».
Три варианта предполагали присоединение к трем ближайшим школам, четвертый – сделать интернат филиалом 8-й средней школы, у которой ранее уже был опыт работы с филиалом. А потом появилась идея влить интернат непосредственно в 8-ю школу. Все заинтересованные стороны – директора школ, педагоги, родители – узнали об этом за несколько дней до апрельского заседания Лиепайской думы, на котором это решение предполагалось утвердить. Был громкий скандал и вопрос сняли с повестки дня думы. У 8-й школы есть множество объективных и веских доводов против присоединения интерната. Но есть и эмоциональный аспект.
«Нам обидно, потому что наши дети во всем этом как такие зверушки фигурируют. Но это вовсе не так! Они очень даже хорошие, как люди, каждый по отдельности – и ласковые, и добродушные, и помогают друг другу. Но естественно, бывает и наоборот! Но скажите, в какой школе не конфликтуют дети? Ну не надо нас делать зверушками, которых надо пугаться, и для которых лучшее место нахождения – клетка! У нас не только те дети, которых школы к нам отправили, у нас дети, которых родители к нам отправили с первого класса», - говорит Гунта Лауберга.
Так что же будет со школой-интернатом?
«Есть также вариант, что мы ликвидируем интернат, не присоединив его ни к одной школе. И это – не лучший вариант решения, потому что это значит, что часть воспитанников интерната, скорей всего, останутся без обязательного образования. А это недопустимо. У каждого родителя будет возможность индивидуально принять решение, какую из школ города выбрать для дальнейшего образования ребенка. И если семьи не смогут принять это решение, нам, самоуправлению, надо быть уверенным, что есть школа, где этот ребенок может учиться и получить обязательное образование», - пояснила руководитель Управления образования Лиепаи Кристине Ниедре-Латхере.
Кристине Ниедре-Латхере рассказала, что совместно с Лиепайским мореходным колледжем разработана новая программа специально для учащихся интерната:
«Это совершенно новый в государстве проект, который мы видим как возможное сотрудничество с мореходным колледжем. И эту программу нельзя реализовать, разделив ее по нескольким образовательным учреждениям. Должна быть одна школа-база, на основе которой мы можем эту программу осуществлять».
Гунта Лауберга пояснила, как планируется проводить со школьниками такое «морское обучение».
«Это программа предполагает, что дети с пятого класса будут изучать какие-то основы мореходства. Там будет в 5-6-м классе по два часа в неделю, потом по три часа в неделю, и в 9-м классе – четыре часа в неделю», - поделилась Лауберга.
Это всё – планы. А пока над интернатом висит дамоклов меч неизвестности. Сейчас в школе-интернате – всего 83 школьника, 22 педагога и 15 технических работников. Гунта Лауберга говорит, что сотрудники уже стали увольняться.
«Увольняются потому, что неизвестное будущее. Они не знают, что их ждет – или филиалом, или закрытие. И если есть хорошее предложение с нормальной ставкой, с нормальной зарплатой, я и говорю: «Не надо переживать, что ты нас бросаешь, что ты уходишь от нас». Каждый человек должен думать, как он будет жить, и где он будет работать и зарабатывать. И они уходят. Они уходят в лиепайские школы. Значит, город не теряет педагогов, просто другие школы обретают хороших работников», - считает Лауберга.
В случае реорганизации интернат еще один учебный год будет находиться в своем здании, Гунта Лауберга говорит, что руководство города обещало внести ясность до каникул. Кристине Ниедре-Латхере сообщила, что последний срок принятия решения о судьбе школы-интерната – 30 июня, а его осуществление рекомендовано с 1 сентября 2019 года.