Станция Торе. Начало пути мучений и скорби

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Эта боль народа Латвии — когда людей, неугодных советской власти, высылали без суда и следствия — останется в сердцах еще долго. Сегодня в Лиепае и Южнокурземском крае почтили память всех, чьи жизни были сломаны, и тех, кто так и не вернулся на родину…

Сегодня вся Латвия вспоминает жертв второй массовой депортации, когда НКВД выслал в Сибирь и другие отдаленные регионы СССР 42149 человек. Среди них был и 2651 человек из Лиепаи и окрестных краев — от младенцев до стариков. Их, жестоко вырванных из родного дома, привозили на станцию Торе неподалеку от Гробини. И отправляли в неизвестность… Многих везли в товарняках и теплушках для скота, в чудовищных условиях. Люди гибли в пути, а впереди была Сибирь, голод, лишения и часто смерть…

Сначала представители Лиепайского клуба политически репрессированных встретились в Лиепайском музее, потом возложили цветы у памятного камня на Центральном кладбище, а затем отправились на станцию Торе. Здесь — возле огромного замшелого валуна с датами «1941» и «1949» — и прошло памятное мероприятие, в котором приняли участие и представители Южнокурземского края. В том числе и школьный хор.

Мэр Южнокурземского края Айвар Приедолс подчеркнул: важно, что сегодня на мероприятии была и молодежь — ведь именно так, от поколения в поколение, и передается память народа.

«Когда-то принято было говорить «чтобы это никогда не повторилось». Но мы видим, что сегодня происходит в мире. И понимаем, что история, к сожалению, повторяется. Пусть у нас хватит сил всё это выдержать, пусть у нас будет возможность принять пострадавших из Украины. И будем держаться вместе», — сказал Айвар Приедолс.

«Мы все в Латвии в такие и подобные им дни испытываем особый пиетет перед нашими предками, столько пережившими. Но сегодня, учитывая то, что происходит у соседей, нас переполняют и другие чувства», — вице-мэр Лиепаи Атис Декснис тоже говорил не только о тяжелых испытаниях прошлого, но и дне сегодняшнем.

Представитель Лиепайского клуба политически репрессированных Мудра Гринберга была годовалой крохой, когда ее семью крестьян-работяг выслали в Омскую область как кулаков. И она тоже говорила больше не о пережитом, а о том ужасе, который происходит сейчас в Украине.

«Мы каждый день следим за событиями и сопереживаем украинцам. … Российский агрессор убивает стариков и детей, разрушает дома, больницы, пансионаты. Только за то, что Украина хочет быть свободной?! — голос Мудры Гринберги дрожал. — Нам надо молить Бога, чтобы эта война закончилась, чтобы Украина победила. И нам надо думать о своей Латвии, чтобы над Латвией было чистое небо, чтобы не рвались снаряды — и не было того, что сейчас происходит в Украине… Боже, храни Латвию! Боже, храни Украину!».

Детский хор исполнял гимн Латвии, были и песни. К подножию памятника легли венки и букеты.

…А на шпалах убегающих вдаль рельсов, лежала одинокая гвоздика. В память о тех, кто так и не вернулся домой…

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное