Соцработник в деревне — «и швец, и жнец, и на дуде игрец»

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Объем социальной работы на селе возрастает, и не только новые обязанности повышают нагрузку на работников соцслужб, но и новые, ранее не возникавшие ситуации, сообщает Latvijas radio. Продолжающийся отток населения из регионов создает всё новые вызовы.

«Мы тут разве только госфинансирование не привозим и армию не содержим, а все остальное – делаем», — шутит Янис Зауэрс, сотрудник Буртниекской краевой соцслужбы, недавно награжденный Минблагом как лучший в Латвии среди коллег.

Работы у специалистов действительно в последние годы стало очень много, говорит глава комитета Буртниекской краевой думы по делам общества и здравоохранения Валерий Пуденко:  

«Не только, как говорится, запросы у людей растут, но и государство перекладывает на самоуправления очень многие функции, которые когда-то выполняло само. Например, те услуги, пособия, опеку – всё же теперь возложено на плечи самоуправлений, и каждый год это расширяется».

Поэтому соцработник в деревне занимается всем, начиная с решения юридических вопросов и заканчивая посещениями одиноких стариков и многодетных семей с целью обследовать их жилье.

«Проблем возникает больше, и дороговизна жизни растет. Я могу рассказать вещи, которые в голове не укладываются. Приходим мы в квартиру со всеми удобствами к пенсионеру — а он воду в туалете не использует, не сливает, чтоб не тратить. Чтобы быть в состоянии заплатить за квартиру, он не пользуется газом, электричеством – при виде этого просто комок в горле», — рассказал Янис Зауэрс. 

Характерная теперь для сельской местности проблема, коснувшаяся и Буртниекского края — старение населения. И высок удельный вес тех, кто не в состоянии о себе позаботиться в силу преклонного возраста: 

«Очень многих пожилых людей, можно сказать, мы вынуждены положить в пансионаты, потому что они не в состоянии себя обихаживать. И тот ассистент, которого мы приглашаем в рамках оплаченной нами услуги, от самаритян, тоже это не может обеспечить — так что теперь по 500-600 евро в месяц за каждого постояльца самоуправлению надо платить. «Латвия – страна пансионатов?» Да, совершенно точно».   

У большинства этих беспомощных стариков есть дети, но они сейчас находятся на заработках за границей. И заботиться о пожилых родителях эмигрантов приходится соцработникам.  

«Их заполучить-то сюда невозможно, хотя по Гражданскому закону дети о родителях заботиться должны. Но мы даже их доходы оценить не можем, как того требует закон, мы пытаемся этих детей разыскать и рассказать, с какой ситуацией их близкие тут столкнулись, но если все эти пути пройдены – то, конечно, помогаем сами чем можем», — говорит Зауэрс. 

Не на руку самоуправлениям и плачевная ситуация с жильем — если какая-то молодая семья и захочет вернуться и обосноваться, будет негде. Закон запрещает самоуправлениям строить новое жилье, поясняет Зауэрс, да и денег на это нет. Бывают ситуации, когда и хочешь – не поможешь:

«Например, молодая семья пожелала тут поселиться. Родители, дедушки-бабушки, друзья скинулись – помогли им купить небольшую новостройку. А то ведь они думали уже ехать за границу на заработки. Ну, раз родители пошли навстречу – они пришли и просят: не могло бы самоуправление им помочь и протянуть электричество в дом от распределительного щитка, а то с них за кабель запросили по 2000 евро за метр... Вот выделило сейчас государство на реэмиграцию полмиллиона, на то, чтобы людей вернуть — а не лучше ли было бы сделать так, чтобы они не уезжали? Мы слышим о том, что кто-то уехал, каждую неделю». 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное